Гатчина

Арсенальное каре

После смерти Павла I Гатчина переходит в собственность его вдовы Марии Федоровны. Преемник Павла I Александр I, причастный к заговору, оборвавшему царствование его отца, явно не любил Гатчину. Город и дворец в эти годы пустуют, плац перед дворцом зарастает травой.

В 1828 году, после смерти Марии Федоровны, Гатчинский дворец переходит к третьему сыну Павла I - Николаю I, который превращает Гатчину в свой любимый загородный дворец.

Г. Шварц. Открытие памятника Павлу I
Г. Шварц. Открытие памятника Павлу I
Ежегодно, обычно осенью, Николай I приезжал в Гатчину, служившую ему штаб-квартирой на время маневров. Гатчинский плац вновь становится местом бесконечных смотров и учений. В приверженности к военной муштре, парадам, шагистике Николай I не уступал своему отцу. На плац-параде перед дворцом ставится в 1851 году памятник Павлу I (работа скульптора Витали). Открытие памятника сопровождалось неизбежным парадом, причем часть войск была одета в специально изготовленные мундиры павловского образца.

Производится большая перестройка дворца. В конце 40-х годов старые павловские каре были сняты до основания, и на старых фундаментах, с сохранением первоначального плана замкнутых прямоугольников с внутренними дворами, были построены новые каре, существующие и теперь. Работами но перестройке каре, как и по внутренней их отделке, руководил архитектор Р. Кузьмин. Работы по перестройке каре заняли восемь лет.

Вид на Гатчинский дворец с плаца
Вид на Гатчинский дворец с плаца
В архитектурной обработке новых боковых фасадов Кузьмин не нарушил архитектурного единства дворца, построенного Ринальди, но, подняв старые каре до высоты полуциркулей, он подавил их тяжелыми массами центральный фасад дворца.

В левом - Арсенальном каре расположены комнаты Николая I, Александра II, приезжавшего сюда для охоты в гатчинских лесах, и Александра III, избравшего дворец местом своего постоянного пребывания. При Александре III Гатчина вновь, как и при Павле I, становится центром всероссийской реакции.

Правое - Кухонное каре было чисто служебным по своему назначению и входит в состав дворца-музея только внешним своим фасадом.

А.В.Помарнацкий, научный сотрудник Гатчинского дворца-музея
1940

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»