Гатчина

Выставка художественных фондов

В третьем этаже главного корпуса дворца при Павле I находились помещения его старших сыновей - Александра и Константина. Помещения эти в XIX веке были переделаны. В настоящее время в них развернута выставка художественных фондов дворца-музея.

Лестница на третий этаж в Гатчинском дворце
Лестница на третий этаж
На лестнице, ведущей в третий этаж, висят 14 больших пейзажей Гатчины, Павловска и Петергофа, написанных в конце XVIII века Семеном Щедриным и его учеником Мартыновым. Часть этих пейзажей находилась при Павле I в его Михайловском замке в Петербурге.

Первая комната выставки отведена под исторический пейзаж. Центральное место в ней занимают два громадных размеров пейзажа художника Ф. Алексеева, изображающие Петербург и Москву в 1808 году.

В следующих комнатах размещено около 150 портретов, охватывающих период от начала XVIII до середины XIX века. Отдельная комната посвящена портретам петровского времени.

Портретная живопись XVIII века представлена работами крупнейших русских и иностранных мастеров: Антропова, Рокотова, Боровиковского, Левицкого, Тончи, Лампи, Эриксена, Вуаля и других. Портрет первой половины XIX века представлен именами художников Кипренского, Тропинина, Тыранова, Дау, О. Верне, Крюгера и других.

В витринах выставлены миниатюры второй половины XVIII - начала XIX веков работы миниатюристов Ритта, Виоллье, Беннера, Евреинова и других.

Большой интерес представляют несколько десятков акварелей Гау, с исключительной тщательностью и мастерством зарисовавшего в 60 - 70-х годах XIX века комнаты Гатчинского дворца.

Среди выставленного фарфора интересен чайный сервиз с видами Гатчинского парка (середина XIX века).

Из старой мебели выделяется венецианская мебель с многофигурной рельефной резьбой начала XVII века, резная золоченая консоль со смело выполненными скульптурами гончих псов итальянской работы XVIII века, бюро красного дерева с бронзой работы Г. Гамбса и характерный для первой половины XIX века гарнитур мебели «мраморного» дерева, как называли тогда карельскую березу.

В 14 комнатах выставки размещено около 600 произведений живописи и прикладного искусства.

Выставка придворного костюма

Выставка костюма
Выставка костюма
В запасных помещениях бельэтажа Арсенального каре (за Китайской галереей) в 1940 году открыта выставка придворного женского костюма. Выставка дополняет показ художественных фондов Гатчинского дворца-музея. Она состоит по преимуществу из придворных костюмов времен Павла I, Николая I, Александра II и Александра III, издавна находившихся в «гардеробных» Гатчинского дворца; некоторые костюмы поступили в фонды после революции из особняка Юсуповых, Аничкова дворца, Эрмитажа и др. Выставка дает картину смены форм костюма в связи со сменой общего художественного стиля. Мундирное платье Екатерины II, «кавалерская роба» ордена Екатерины, придворное «русское» платье, представленные на выставке, тесно связаны с формами придворного быта в России. Наиболее интересны из выставленных экспонатов:
  1. Парадное розовое бархатное платье на фижмах, с вышивкой разноцветными шелками (80-е годы XVIII века).
  2. Домашнее шелковое платье на фижмах, с акварельным рисунком (70-е годы XVIII века).
  3. Платье зеленого атласа стиля Директории, в котором жена Павла I Мария Федоровна была за ужином 11 марта 1801 года.
  4. Тюлевое платье с серебряными блестками и цветами миндаля по подолу (стиль ампир).
  5. Платье желтого муара, отделанное блондами и газом (1827 год).
  6. Платье шелковое на кринолине, с вышивкой в тамбур, отделанное бархатом и; блондами (50-е годы XIX века).
  7. Платье с турнюром лилового муара (80-е годы XIX века).
  8. Платье белое, бальное, парижской мастерской (90-е годы XIX века).
  9. Манто бархатное с кружевами (мастерской Ворта, 90-е годы XIX века) и др. В витринах выставлены различные произведения художественной промышленности, служившие дополнением женского костюма; кружева, вышивки, шали, веера и пр., а также альбомы и таблицы мод различных годов. Портреты работы Мейтенса, Марона, Бреда, Токе и др. дополняют костюмные экспонаты и показывают костюм «в действии».
А.В.Помарнацкий, научный сотрудник Гатчинского дворца-музея
1940

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»