Гатчина

Предисловие

По писцовой новгородской книге 1499 года в ряду других селений, расположенных в пределах нынешнего Красногвардейского района, значится село Хотчино. Отсюда и произошло позднейшее название - Гатчина. Петр I отдал Гатчину своей сестре Наталье. Затем Гатчина перешла во владение лейб-медика Петра I Блюментроста и, наконец, князей Куракиных. При Куракиных (в середине XVIII века) на северном берегу Белого озера стоял одноэтажный помещичий дом с примыкавшими к нему хозяйственными службами.

н/х. Портрет князя Г.Г.Орлова. 1780
н/х. Портрет князя Г.Г.Орлова. 1780
В 1765 году Гатчина, проданная к этому времени Куракиными в казну, была подарена Екатериной II своему фавориту Григорию Орлову, одному из главных участников дворцового переворота 1762 года, возведшего ее на престол. В 1766 году итальянский архитектор Антонио Ринальди (1709-94) начал постройку для Орлова Гатчинского дворца.

А.Ринальди
А.Ринальди
Ринальди - один из крупнейших архитекторов, работавших в России во второй половине XVIII века, строил в стиле, переходном от пышного барокко к классицизму (Китайский дворец в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге). В постройке Гатчинского дворца Ринальди сумел слить в одно художественное целое совершенно, казалось бы, разнородные элементы: средневекового английского замка (башни и серый камень стен, облицованных местной пудостьской плитой), северно-итальянской виллы эпохи Возрождения и типичной загородной усадьбы. Этим последним, основным заданием, стоявшим перед архитектором, продиктован и план дворца: трехэтажный центральный жилой корпус соединялся двухэтажными, открытыми со стороны плаца, полуциркулями с боковыми одноэтажными каре - службами помещичьего дома. С трех сторон дворец был окружен английским парком, на месте нынешнего плаца расстилался зеленый луг. Построенный Ринальди «загородный дом в новом вкусе» резко контрастировал сдержанностью и легким изяществом своих фасадов со сверкавшими позолотой, отяжеленными сложной орнаментацией дворцами Растрелли (Екатерининский дворец в г. Пушкине, Зимний дворец в Ленинграде).

Постройка и отделка орловского дворца длились 15 лет и были закончены в 1781 году. Просуществовала орловская усадьба в своем первоначальном виде недолго. После смерти Орлова (в 1783 году) Екатерина II купила Гатчину у его братьев и в том же году подарила ее своему сыну и наследнику Павлу.

Павлу было в это время 29 лет. Отношения его с матерью были испорчены. В лице Екатерины II он видел, прежде всего, убийцу отца - Петра III, и «похитительницу престола». В свою очередь, для Екатерины Павел был претендентом на престол и центром притяжения для недовольных, обойденных при «большом дворе». В этой обстановке взаимного недоверия Павел жил в Гатчине в течение 13 лет, ожидая смерти матери и престола.

В Бренна. Гравюра Карделли
В Бренна. Гравюра Карделли
Загородная усадьба Орлова, место отдыха и развлечений, не соответствовала своему новому назначению - быть дворцом наследника престола. Как только Гатчина перешла во владение Павла, во дворце начинает работать архитектор Бренна. Работы, начатые с переделок отдельных помещений дворца, тянутся, с перерывами, до конца жизни Павла. Меняется весь облик орловской усадьбы. Бревна выдвигает на первый план черты сурового феодального замка, заложенные уже и в постройке Ринальди. Надстраиваются боковые каре, заделываются открытые галереи, перед дворцом воздвигаются бастионы с пушками, подъемными мостами и рвами, наполненными водой. Прежний зеленый луг перед дворцом превращается в обширный плац-парад.

Вокруг дворца строятся казармы, дома для приближенных, отстраиваются город и укрепленные форштадты (предместья) на подступах к городу. Загородная усадьба превращается в хмурый, настороженный замок, где опальный, неуверенный в своей судьбе наследник отгородился от враждебных ему Петербурга и Царского Села.

Павел I
Павел I
Здесь Павел, устраненный от участия в государственных делах, вынашивает во всех деталях планы будущего управления империей. Основное, что определило эти планы Павла, как и характер его будущего царствования, - это страх за судьбу самодержавно-крепостнического государства. Возраставший гнет крепостного права вызвал грозное восстание крестьян, казаков и народов Приуралья под руководством Е.И. Пугачева. Это восстание (1773-75 годы) потрясло трон Екатерины II и повергло в страх все дворянство России. Но, помимо крестьянских восстаний, устоям монархии грозила еще и буржуазная революция. Хотя эта революция бушевала на другом конце Европы, в далекой Франции, все же Павел боялся распространения, как он говорил, ее «развратных правил и буйственного воспаления рассудка» и в пределах России. Распущенность дворянства по отношению к государству, упадок, к концу жизни Екатерины II, дисциплины среди офицерства, особенно гвардейского (половина офицеров фактически службу не несла, а проживала в своих поместьях), становились опасными для монархии. Дворянство, особенно гвардию, в интересах дворянской монархии необходимо было обуздать и призвать к порядку. Эта линия, проводимая деспотическим, неуравновешенным Павлом, впоследствии привела его к конфликту с дворянством. Сидя в Гатчине, Павел-наследник уже подготовляет себя в малом масштабе к управлению империей. Все нити управления гатчинской вотчиной сосредоточиваются в кабинете Павла. Над всем царит дух мелочной полицейской опеки. Находящийся под командой Павла небольшой отряд «гатчинских» войск получает прусскую форму и военный устав, основанный на жесточайшей палочной дисциплине и механическом повиновении. На песчаном плац-параде перед дворцом ежедневно, с раннего утра, идет свирепая муштра гатчинских батальонов.

Екатерина II. 1773
Екатерина II. 1773
Осенью 1796 года в Гатчину прискакал Н. Зубов, брат последнего фаворита Екатерины II, с известием о разбившем ее ударе. Павел, которому в то время было уже 42 года, получает, наконец, престол. Начинается его короткое, четырехлетнее царствование, проходящее под знаком ожесточенной борьбы против всего передового, что было в то время в России и в Европе.

Гатчина остается любимой резиденцией Павла I, и только здесь, по его словам, он «чувствует себя действительно дома».

После смерти Павла Гатчина видела в своих стенах Николая I, Александра II и Александра III, из которых каждый отделывал себе ряд помещений, сообразуясь со вкусами времени и своими личными склонностями, не трогая помещений своего предшественника.

После Великой Октябрьской социалистической революции Гатчинский дворец был превращен в музей, где трудящиеся знакомятся с историей и художественным наследием прошлых веков. Ознакомление с Гатчинским дворцом-музеем ведется по двум основным разделам: помещения и обстановка дворца XVIII века, относящиеся ко времени Орлова и Павла I, и помещения и обстановка дворца XIX века - времени Николая I, Александра II и Александра III.

А.В.Помарнацкий, научный сотрудник Гатчинского дворца-музея
1940

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»