Фильм-реконструкция «Злоключения Жакомино»

Максим Колесников, режиссер-постановщик
В процессе подготовки к третьему купринскому празднику, его автор и организатор Константин Иванов обратился ко мне со следующими словами: «Максим, одна из тем этого года - Куприн и кинематограф. Давай это как-нибудь материализуем, например кино снимем». Я согласился, поскольку люблю кино в принципе, а снимать кино в особенности.

Фильм-реконструкция Злоключения ЖакоминоФильм-реконструкция Злоключения Жакомино

Согласился-то я согласился, но слово в дело, как и принято в наших краях, переходило крайне медленно. Только в августе оно стало облекаться во что-то более вещественное, чем разговоры. Были найдены актеры (которыми Гатчина совсем не обиженна, а даже наоборот), написан и утвержден сценарий, обговорены места съемки. Самой сложной проблемой (что было усилено не только временным цейтнотом, но и незначительностью бюджета) оказалось то, что снимать историческое кино в Гатчине, кино связанное не с дворцовой жизнью Павла-Николая-Александра, а с жизнью дачной, с купринским сиреневым городом, без постройки декораций очень сложно, то есть практически невозможно. Город настолько сильно изменился в последние лет двадцать, что уголков созвучных началу прошлого века в нем практически не осталось, а то, что осталось перегружено современными вкраплениями. А времени совсем ничего, а у актеров и того меньше. Поэтому, что бы не биться в лобовых атаках с трудностями, было принято решение - снимать там, где почти не изменилось, а именно в помещении и в парке, ну и чуть-чуть на улице Чкалова (если там найдем уголок другой). Это была первая важная проблема и ее решение.

Фильм-реконструкция Злоключения ЖакоминоФильм-реконструкция Злоключения Жакомино

Второй проблемой было то, что Константин предложил снять не просто короткометражку, а фильм-реконструкцию. Реплику «великого-немого» с минимальным участием современности. Без звука (кроме фортепьянного таперства), без цвета, ускоренную до 18 кадров в секунду, с сюжетом и его развитием свойственными для кино столетней давности, ну и - соответствующей духу того времени игрой актеров. Пришлось несколько вечеров посидеть за просмотром дореволюционного кино (не без удовольствия), как отечественного так и зарубежного. Посмотреть, на что тогда делались акценты и каким образом двигались в кадре персонажи. Многое в результате было подсмотрено и использовано в фильме. Прямых заимствований избежать удалось, но, как я считаю, удалось передать стиль и дух того кинематографа. А вот от копирования технологий все же пришлось отойти (про то что съемка велась на цифровую камеру, а не на пленку, я даже не говорю). Мы, например, не стали избегать крупных планов при показе актеров, не отказались от «широкоэкранности» и даже пару раз «повернули» камеру на штативе (чего в эпоху раннего кино почти не делали).

Фильм-реконструкция Злоключения ЖакоминоФильм-реконструкция Злоключения Жакомино

Отдельно хочется сказать про игру актеров. В фильме-реконструкции снимались, как и профессионалы, так и добровольцы любители, но и те и другие отнеслись к своим персонажам ответственно. Главный герой в исполнении Олега Тиунова купался в прохладном августовском озере, а потом в одном нижнем белье бегал по парку Сильвия и улице Чкалова. Сергей Шевяков в образе городового - бесстрашно кувыркался на аллеях парка и не менее бесстрашно падал на землю споткнувшись о бревно. Никаких подмен и каскадеров. Все натурально, как и сто лет назад. Но это трюки, в фильме их не так уж и много, основа же - актерская игра, драматургическое воплощение образов с учетом духа ушедшего времени. Сейчас так играть не принято, у современного кино другая пластика и ритм. Но мне кажется, актерам, занятым в фильме, удалось выполнить обе задачи - оживить персонажа и сделать это так как было принято в эпоху «великого-немого».

Сценарий, съемка, монтаж:
Автор идеи, продюсер:
В ролях:
Жакомино:
Куприн:
Поэтесса:
Ведущий вечера:
Господин в шляпе:
Медиум:
Приказчик:
Барышня в парке:
Влюбленные:

Злодей:
Городовой:
Дворник:
Максим Колесников
Константин Иванов

Олег Тигунов
Александр Маврин
Наталья Афанасова
Сергей Брагинец
Юрий Калугин
Юлия Мартынова
Алексей Шевалье
Кристина Вебер
Валентин Данилов и
Анна Войтякова
Павел Явдосюк
Сергей Шевяков
Константин Иванов
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»