Французские вышивки в Гатчинском дворце
Вышивка в Гатчинском дворце Есть удивительный зал в Гатчинском музее, экспонаты которого не могут никого оставить равнодушным. Вы попадаете в какой-то волшебный, красочный мир, который изображен на шести декоративных настенных панно. Первое впечатление, что это произведение ручного ткачества — шпалеры, но. внимательно присмотревшись, убеждаетесь, что это ручная вышивка. Да, действительно, всего лишь игла, нить и искусные руки мастера создали эту красоту. Трудно поверить, что спустя три века, вышивки сохранили необычайную свежесть, яркость, ликующую радость красок.

История этих редких экспонатов загадочна. В XIX веке они украшали стены парадных апартаментов императора Александра III в Арсенальном каре Гатчинского дворца. Каким образом французские вышивки конца XVII века оказались в интерьерах русского императора, еще предстоит выяснить. Проведенные исследования позволяют сделать предположение о создании вышивок в королевских мастерских Людовика XIV во Франции.

Документов, удостоверяющих имена создателей вышивок, не найдено. Но с уверенностью можно сказать, что эскизы для столь сложных многоплановых композиции, могли создать высокопрофессиональные художники-орнаменталисты. В фондах Государственного Эрмитажа имеется богатейшее собрание французских гравюр, в т.ч. и гравюры известных мастеров орнаментального стиля эпохи — Ж. Ленотра, Д. Маро и Ж. Берене. В одном из альбомов издания 1694 года удалось обнаружить изображение - скульптур, выполненное придворным; гравером С Томассеном для дворцово-паркового ансамбля в Версале. Эти скульптуры идентичны скульптурам, изображенным в композициях вышивок.

Вышивка в Гатчинском дворце В XVII веке получила широкое распространение сюжетная вышивка. Некоторые сюжетные сцены, изображенные в. композициях вышивок, оказались также заимствованными с гравюр, репродуцированных с известных живописных полотен. Одна, из них повторяет картину знаменитого фламандского, живописца Якоба Иорданса «Как поют старшие, так щебечут и младшие».

Просматривая. многочисленные эскизы западно-европейских, вышивок в увражах XVII—XVIII веков, а также современные, европейские каталоги, не удалось встретить вышивок с таким сло¬жным рисунком и разнообразием сюжетов.

Если отключиться от нашей сюжетной жизни и внимательно, неторопливо вглядеться в этот завораживающий мир, то можно многое увидеть. Это и музыканты, исполняющие на флейте, лютне, волынке, виоле (предтеча скрипки, появившейся во второй половине XVII века); изящные дамы в элегантных туалетах или в образе античных богинь; хоровод мужчин и женщин, играющих в национальную игру - фарандолу; группа странствующих; охотник с колчаном и луком, крестьяне, радостно идущие на поле. И этот удивительно прекрасный мир как бы пронизан фантастической растительностью из листьев и цве¬тов сложной конфигурации в со¬четании с реальными цветами. Растительный мотив в вышивках был самым распространенным. Во Франции создавались специальные ботанические сады, где вышивальщики зарисовывали расте¬ния, и создавали гравированные сборники по этим рисункам. Редчайший сборник, созданный вышивальщиком Генриха IV —Валле хранится в Эрмитаже. Какую же технику, какие вышивальные швы использует вышивальщик для перенесения, эскиза при помощи иглы и нитки на ткань? Сюжетные сцены и растительный фон выполнены в технике «полукрест» или так называемым «гобеленовым» швом шерстяными, шелковыми и хлопчатобумажными нитями. Удачно вводится мастерами и шов «атласники» или «счётная гладь». Шелковые нити «атласников» отражают свет, образуя эффект пространства, воздуха и света, вокруг изображенных скульптур и ваз, стоящих в парке. Пространство между растительным орнаментом и сюжетными сценами заполнено спиралями из нитей золоченого серебра, прикрепленных к тканевой основе хлопчатобумажными нитями. Эта техника вышивки называется «настил в прикреп».

Сочетание «гобеленового» шва и «атласников» встречается в европейских вышивках XVII—XVIII веков. Шов «настил в прикреп» серебряными нитями вместе с «гобеленовым» швом и «атласниками» встречается в редких музейных экспонатах. Один из таких экспонатов — настенное панно «Воздух», некогда украшавшее апартаменты Людовика XIV в Версале, находится в Нью-Йорке в Метрополитен-музее. В Лондоне, в музее Виктория и Альберта, находятся декоративные настенные панно-вышивки из той же серии, что и в Гатчинском музее. Полностью гатчинская серия состояла из 10 вышивок. Судьба 4 из них оказалась сходной с судьбой тысяч экспонатов, отправленных в 20-е годы через комиссию «Антиквариат» за границу.

Сегодня мы должны поклониться всем, кто спас для нас бесценные экспонаты, В первую очередь — сотрудникам музея, которые во времена лихолетий сохранили уникальные, редчайшие произведения искусства. И, конечно же, мы благодарны нашим талантливым реставраторам. Только имея в душе особое трепет ное отношение к художественным ценностям, какими являются французские вышивки из Гатчинского собрания, можно выполнить сложнейшую, кропотливую работу по укреплению, очистке и консервации этих экспонатов. Доверить эту ответственную работу можно было только таким высоким профессионалам, какими являются реставраторы Государственного Эрмитажа Л. Иванцова, А. Лялина, М. Каплий. По сути дела, их замечательные руки восстанавливают для нас с вами нити потерянной духовности и культуры в целом.

Р. Самсонова
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»