Варшавский вокзал в Гатчине

В начале XIX века между Петербургом и Гатчиной не существовало никакого регулярного сообщения. В 1838 году было открыто движение дилижансов, но только между Гатчиной и Царским Селом (ныне г. Пушкин), просуществовавшее до 1854 года.

Варшавский вокзал В ноябре 1851 года был обнародован приказ главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями о «высочайшем повелении» Николая I:

«1. Соорудить железную дорогу от С. Петербурга к Варшаве. 2. Дорогу именовать С. Петербурго-Варшавской железной дорогой. 3. Работы начать с 1852 года, приступив к оным как от С. Петербурга, так и от Варшавы».

Фактически строительство дороги началось уже в 1851 году. Первый ее участок длиной 44,6 километра, до царской резиденции в Гатчине, был открыт для движения 1 ноября 1853 года. По этому участку ходили две пары поездов, отправлявшихся из Петербурга и Гатчины дважды в сутки в определенное время.

Здания вокзалов в Петербурге и Гатчине были деревянными и просуществовали недолго. В 1859 году дорога была продолжена от Гатчины до Пскова, а в 1862 году она уже протянулась до конечного пункта - Варшавы.

Первоначально дорога сооружалась на средства казны, а с 1857 года строительство ее было передано Главному Обществу Российских железных дорог. Строительство возглавил С.В. Кербедз, создавший на Варшавской линии первые в России металлические железнодорожные мосты.

Подвижной состав дороги был заказан на заграничных заводах. Пассажирские паравозы изготовил французский завод Кайля. В 1858 году по проекту главного архитектора Общества железных дорог П. Сальмашевича началось строительство новых каменных зданий вокзалов в Петербурге и Гатчине. Особенно активизировалось движение поездов на участке Петербург-Гатчина, когда на престол вступил Александр III, сделавший Гатчину своей резиденцией.

Приближенные царя ежедневно должны были ездить сюда из столицы. Все это были высокопоставленные чиновники. Для них были выделены специальные поезда. На привокзальной площади прибывающих встречали экипажи и отвозили их во дворец. По Варшавской дороге через Гатчину неоднократно проезжал В.И. Ленин. Так, 25 февраля 1900 года после трехлетней ссылки в селе Шушенском В.И. Ленин из Петербурга через Гатчину выехал в Псков, который избрал местом жительства ввиду запрещения проживать в столице.

Варшавский вокзал. Современный вид. Фото Г. Пунтусовой Во время Великой Отечественной войны железнодорожники Гатчины-Варшавской участвовали в диверсионных акциях против немецко-фашистских захватчиков, взрывая военные эшелоны и выводя из строя подвижной состав и оборудование гатчинского железнодорожного узла.

26 января 1944 года воины 120-й стрелковой дивизии вместе с другими частями Советской Армии освободили наш город от фашистских захватчиков. Начался период восстановления. Заново было сооружено здание вокзала, разрушенное в войну. В 1960-х годах дорога была электрифицирована.

Сегодня Варшавская дорога является международной дорогой страны. Через Гатчину проходят поезда на Варшаву, Берлин, Дрезден, Будапешт, Прагу, Софию, Париж. Гатчинский вокзал связан со Львовом и Прибалтикой: Калининградом, Вильнюсом, Ригой. Круглый год через Гатчину-Варшавскую идут из многих городов страны и из-за рубежа поезда с туристами, желающими познакомиться с городом на Неве.


Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»