Гатчинский аэродром
К 100-летию российских ВВС


Великий князь - авиатор
У истоков русской военной авиации стоит имя Вел.князя Александра Михайловича.
В.кн. Александр Михайлович
В.кн. Александр Михайлович
24 года жизни он прослужил во флоте, еще в 1895 г. представил Николаю II программу усиления флота на Тихом океане, в которой предсказал русско-японскую войну.

После несчастья под Порт-Артуром создал и возглавил Особый комитет по восстановлению морского флота на добровольные пожертвования. На собранные средства было построено 19 крейсеров, 4 подводные лодки. Полет Блерио над Ламаншем побудил Вел.князя в начале 1910 г. предложить израсходовать оставшиеся средства на закупку аэропланов.

Вот что сообщили об этом «Биржевые ведомости»:
«Сегодня, в 8 часов вечера, состоится заседание общего собрания императорского общества судоходства для обсуждения обращения его председателя и высочайше учрежденного комитета по усилению военного флота Вел.кн. Александра Михайловича ко всем жертвователям на эту цель: «Не признают ли они соответствующим нуждам нашей родины использовать в настоящее время имеющиеся в распоряжении комитета суммы на создание русского воздушного флота».

1. кап. Л.М.Мациевич; 2. штабс-кап. Б.Матыевич-Мацеевич; 3. кап.  М.М.Зеленский; 4. кап. С.А.Ульянин; 5. лейт. Г.Пиотровский; 6. пор. М.С.Комаров
1. кап. Л.М.Мациевич; 2. штабс-кап. Б.Матыевич-Мацеевич;
3. капитан М.М.Зеленский; 4. капитан С.А.Ульянин;
5. лейтенант Г.Пиотровский; 6. поручик М.С.Комаров
Предложение было единодушно поддержано, и Вел.князь выступил в печати с призывом жертвовать на создание Добровольного воздушного флота. В Особом комитете 30 января 1910 г. был создан Отдел воздушного флота - ОВФ. Эту дату считают датой рождения отечественных Военно-Воздушных Сил.

А вот строки из «Книги воспоминаний» Вел.князя:
«...Военный министр ген. Сухомлинов затрясся от смеха, когда я заговорил с ним об аэропланах. - Я вас правильно понял, Ваше Высочество, - спросил он меня между двумя приступами смеха: - вы собиpaeтесь применить эти игрушки Блерио в нашей армии? ... - Не беспокойтесь, ваше превосходительство. Я у вас прошу только дать мне несколько офицеров, которые поедут со мною в Париж, где их научать летать у Блерио и Вуазена. Что же касается дальнейшего, то хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Государь дал мне разрешение на командировку в Париж избранных мною офицеров...»

В марте 1910 г. был командирован отряд офицеров во Францию для обучения полетам. Возвратясь в Россию они стали первыми инструкторами и начали обучать полетам на аэропланах русских офицеров.

Первый военный аэродром
На юго-западной окраине Гатчины невдалеке от дворца находится обширное и ровное поле. С начала XIXв. оно называлось "военным", так как принадлежало Лейб-гвардии Кирасирскому полку. Летом здесь звучали сигналы горнистов и стояло облако пыли от лошадиных копыт во время полковых маневров.

Аэродром Гатчинский  Авиашколы
Аэродром Гатчинский Авиашколы
В мае 1909 г. инженерное ведомство получило от военного министерства разрешение заниматься здесь испытаниями аппаратов тяжелее воздуха. Поле было достаточно широкое, позволяло ориентировать взлетно-посадочную полосу по "розе ветров"; поблизости имелись ж/д станция и воздухоплавательный полигон в д.Сализи.

11 октября здесь состоялись демонстрационные полеты французского авиатора Жоржа Леганье.

23 апреля 1910 г. ген. А. Кованько назначил штабс-капитана Г.Г. Горшкова заведующим Гатчинским аэродромом и выделил ему десять нижних чинов, знакомых с устройством аэропланов и обращением с моторами. Уже 15 мая Горшков доложил о готовности военного аэродрома к постоянным полетам.

Аэродром Гатчинский  авиашколы
Аэродром Гатчинский авиашколы
Архивные материалы позволяют составить представление о самом аэродроме тех лет.

Кроме ангаров на 10-12 самолетов на окраине аэродрома вырос небольшой городок с мастерскими, бензохранилищем, метеостанцией.

Взлетно-посадочная полоса пролегала вдоль Балтийской железной дороги, но был возможен взлет на Егерскую слободу и в других направлениях.
Официально аэродром был открыт 26 марта 1911 г.

Гатчинские авиашколы
Гатчинская Авиашкола была создана 3 мая 1910 г. Официально она именовалась авиационным отделом Офицерской воздухоплавательной школы, а с 19 июля 1914 г. - Военно-авиационной школой.

Штат авиационного отдела состоял из 6 офицеров, 2 классных чинов, 50 строевых нижних чинов и 19 нестроевых. Начальником отдела был подполковник С.А. Ульянин, инструкторами - Г.Г. Горшков, С.А. Ульянин и прибывший из Севастополя поручик Е.В. Руднев.

Первый выпуск школы состоялся в августе 1910 г.

За 1910-1916 гг. в ней было подготовлено 342 лётчика (269 офицеров и 73 нижних чинов). В 1917 г. после февральской революции занятия в школе продолжались, но с перерывами в снабжении самолётами, моторами, запчастями и ГСМ. Последним выпуском школы был 14-й набор; 15-й и 16-й наборы школу уже не закончили.

В 1910 г. в Гатчине открылась первая частная авиашкола С.С.Щетинина «Гамаюн», а в 1911 г. - школа Первого Российского товарищества воздухоплавания - ПРТВ. В эти школы принимали всех желающих, как военных, так и гражданских лиц, в том числе, женщин. Первыми русскими авиатриссами стали их выпускницы Л.В. Зверева, Е. Анатра, Л.А. Галанчикова, княгиня Е. Шаховская.

Аэродром Гатчины
Аэродром Гатчины
Вид на плац перед дворцом и аэродром
Вид на плац перед дворцом и аэродром

Но фактически у аэродрома было трое владельцев: кроме уже упомянутых Авиационного отдела и школы пилотов и авиаторов Первого Российского товарищества Воздухоплавания «Гамаюн» был ещё Императорский Всероссийский Авиационный Клуб (ИВАК). Только ИВАК имел право выдавать в России дипломы лётчиков,и осуществлял их международную регистрацию. Только во время первой мировой войны аэродром перешёл в единоличное пользование военных.

В 1911 г. в Офицерскую воздухоплавательную школу прибыл Петр Николаевич Нестеров. После ее окончания он был направлен в гатчинский авиаотдел, где 5 октября 1912 г. сдал экзамен на военного летчика. Командование и коллеги обратили внимание на его смелость и незаурядные способности в технике пилотирования. Близкие друзья знали, что он вынашивает идею «мертвой петли», реализовать которую в условиях авиационного отдела не представлялось возможным. Всякое новаторство и творчество здесь пресекались.

Весной 1913 г. Нестерова направили в авиароту в Киев. Там он детально разработал план осуществления дерзновенного замысла. Сохранилась его собственноручная схема «мертвой петли», где точно проставлены необходимая расчетная высота (800-1000 м), траектория пикирования без мотора (до высоты 600-700 м) и другие элементы новой фигуры. И вот наступил исторический день, о котором газета «Киевлянин» писала: «27 августа 1913 г. на Сырецком аэродроме в Киеве совершился знаменательный факт в области авиации: военный летчик поручик Нестеров на «Ньюпоре», постройки русского завода «Дукс», сделал «мертвую петлю». А спустя почти год - 11 (24) мая 1914 года Нестеров установил всероссийский рекорд. Вылетев из Киева на самолёте «Ньюпор-IV», он с механиком Г.М. Нелидовым за 7 часов 45 минут преодолел расстояние в 1277 километров и приземлился на гатчинском аэродроме.

Нестеров у своего Ньюпора IV, на котором была совершена первая мертвая петля
Нестеров у своего Ньюпора IV, на котором
была совершена первая мертвая петля
Тренировочный Фарман на летном поле Гатчинской авиашколы
Тренировочный Фарман на летном поле
Гатчинской авиашколы

Нестеров погиб 26.08.1914 г., впервые применив воздушный таран и сбив австрийский самолёт. В Гатчине на доме № 16 по ул. Люцевской (Чкалова), где он жил, установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1912 г. жил выдающийся русский летчик Петр Николаевич Нестеров, основоположник высшего пилотажа и творец первого в истории авиации воздушного тарана».

А.И.Куприн о полетах
«Из Гатчинской авиационной школы вышло очень много превосходных летчиков, отличных инструкторов и отважных бойцов за Родину. И вместе с тем вряд ли можно было найти на всем пространстве неизмеримой Российской империи аэродром, менее приспособленный для целей авиации и более богатый несчастными случаями и человеческими жертвами...». Это очерк А.И. Куприна «Потерянное сердце».

Куприн прав в том, что в Гатчинской авиационной школе действительно был высокий уровень подготовки, значительно выше, чем в других школах. Благодаря этому количество трагедий в Гатчине было ниже, чем в севастопольской школе, но об этом писатель мог и не знать.

Замечательный писатель, гатчинец Александр Иванович Куприн часто бывал на аэродроме, дружил с лётчиками. Очень рекомендую прочесть его рассказы «Люди-птицы» и «Мой полет».

Что было потом
Памятный знак на месте Гатчинского военного аэродрома. Фото Галины Пунтусовой
Памятный знак на месте Гатчинского военного аэродрома
1 апреля 1918 г. Гатчинская авиашкола получила название «Социалистическая авиашкола рабоче-крестьянского красного воздушного флота». Вскоре ее эвакуировали в Самару. На аэродроме разместились части ВВС РККА. В их числе знаменитая 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья, в которой служил В.П. Чкалов в 1926-1928 гг. 27 июля 1927 г. состоялись соревнования, где Чкалов блестнул летным мастерством.

После войны сюда перебазировали 26-й гвардейском истребительный полк, где одно время служил будущий космонавт-2 Герман Титов.

С конца 70-х годов здесь развернулось жилищное строительство. Новый микрорайон называется по-старинке «Аэродромом».

В 2003 г. на бывшей взлетной полосе поставлен памятник - истребитель МиГ-21

В.М.


Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»