О художнике Федоре Александровиче Васильеве

мемориальная доска художнику Ф.А. Васильеву Гатчинцы гордятся своими замечательными земляками. В городе увековечено более 40 имей деятелей культуры, революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Общество охраны памятников, общественность города открыли на проспекте 25 Октября мемориальную доску, отлитую из бронзы, с барельефом художника, работы скульптора нашего города В.В. Шевченко.

В 1850 году в семье мелкого почтового чиновника родился сын. Трудно прошло детство Федора Александровича Васильева, он учился в школе, увлекался рисованием и с 12 лет зарабатывал деньги, работая почтальоном.

Прожил он всего 23 года, но его творения и до сих пор радуют глаз, волнуют воображение. Его картины экспонируются в Третьяковской галерее, Русском музее, в музеях Одессы, Ялты, Киева и других городов. Выражая мнение передовых людей России, художник Крамской сказал после смерти Васильева: «Русская школа потеряла в нем гениального художника».

Имя Ф А. Васильева стоит рядом с именами Шишкина, Саврасова, которыми гордится русская национальная культура. Он к 23 годам стал не только зрелым художником, хотя кончил рисовальную школу, а не академию художеств, но проложил новую тропу в русской пейзажной живописи.

Летний жаркий день
"Летний жаркий день"
После грозы
"После грозы"
Он был талантлив, трудолюбив, Его окружали замечательные учителя - Шишкин. Крамской, Репин, Васнецов. 60—70 гг. XIX столетия были кипучими и бурными в истории русской культуры. Это был период становления нового реалистического искусства, когда передовые люди стремились своим творчеством служить идеала боевого демократического искусства. В эти годы разночинная интеллигенция, захваченная могучим общественным подъемом революционной ситуации, болела о судьбах народа, о судьбах Родины, когда все мелкое и.сугубо личное считалось достойным презрения, когда всякий честный человек гневно ненавидел все косное и отсталое.

Перед грозой
"Перед грозой"
Деревенская улица
"Деревенская улица"
Это было время ранее невиданного в России широкого интереса к социальным вопросам, когда передовая часть общества свято верила в национальное возрождение и крестьянскую революцию, а реакционная его часть пылала лютой злобой при всякой попытке хоть чем-нибудь изменить существующие порядки. Вот почему в годы реакции молодой художник в своих пейзажах проявил дух борьбы и протеста.

Тема деревенской природы стала ведущей: «Деревенская улица» «После грозы», «Возвращение стада». Художник писал пейзажи на острове Валаам, в Тамбовском, Харьковской губерниях, в Петербурге и на Волге.

Дорога в лесу
"Дорога в лесу"
После дождя
"После дождя"
Среди его пейзажей изображены крестьяне, ремесленники, торговцы. В центре внимания всегда природа.

Его картины социальной направленности полны симпатий к жизни крестьян и осуждения тех, кто повинен в невзгодах народа. Сила и красота природы еще больше оттесняют вопиющую нищету деревни с ее едва не разваливающимися избами, на прогнивших крышах которых лишь кое-где уцелела солома, скормленная скоту за голодную зиму.

скульптор В. Шевченко Любовь Ф. А. Васильева к родной природе прошла через все пейзажи. В картине «После дождя» современный зритель видит грязную дорогу с увязающей в ней телегой, что придает пейзажу оттенок уныния. Когда смотришь картины, видишь, что и такая нищая и убогая Россия любима художником.

Искусство Васильева обладает громадной силой общественного воспитательного значения. В его картинах мораль и художественность неразделимы. Он, как художник, верно служил обществу, народу.

Ф.А. Васильев был одним из создателей передвижных художественных выставок. В 1873 году Ф.А. Васильев умер в Ялте от туберкулеза. В Ялте он похоронен, ему установлены памятник — надгробие и бюст работы ялтинского скульптора Савицкого.

Общество охраны памятников выносит благодарность директору завода Валентину Константиновичу Дошину, мастеру цеха Степану Макаровичу Морозу, Виктору Петровичу Масленникову, которые отлили из бронзы мемориальную доску на общественых началах.
Т. Званская


Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»