Как воевала первая подводная лодка
С.К. Джевецкий
Степан Карлович Джевецкий
Фото кон. XX в.
Данный проект подводной лодки знаменателен тем, что на его основе была построена и принята на вооружение российского флота целая серия подводных лодок в количестве 50 штук. Несмотря на технические недостатки и невысокие тактико-технические данные, присущие первым образцам, это позволило создать инфраструктуру обслуживания подводных лодок, школу обучения личного состава; отработать тактическое использование подводных лодок; создать ремонтно-эксплуатационную базу и заложить основы дальнейшего совершенствования подводных лодок.

Главное для России было то, что решалась политическая и стратегическая задача - сдерживание морских сил противника от нападения на основные порты и базы России.

Четвертая серия подводных лодок Джевецкого была оснащена аккумуляторами, электродвигателем и вращающимся гребным винтом.

Мало кому известно о другом изобретении Джевецкого - создании решетчатых торпедных аппаратов, которые были установлены на подводные лодки в начале 1890-х годов. В 1900 г. контрадмирал Вильгельм Витгефт обратился к командующему Тихоокеанского флота с просьбой установить на старых подводных лодках Джевецкого с педальным приводом постройки 1881 г. торпедные аппараты и прислать их на Дальний Восток. Доставка этих подводных лодок была осуществлена на судах гражданского флота с обязательным заходом в Японию, чтобы они там были замечены, что и было сделано в конце 1900 г.

Точная копия второй модели подводной лодки С.К. Джевецкого, выполненная в филиале НПО Севзапспецавтоматика в Гатчине
Точная копия второй модели подводной лодки С.К.Джевецкого
Подводная лодка С.К. Джевецкого третьей модели, находится в Военно-морском музее в СПб
Подводная лодка С.К. Джевецкого третьей модели

Когда у Порт-Артура на минах подорвались 2 японских броненосца, то это они посчитали заслугой русских подводных лодок. Для усиления морального давления на японцев, русский командующий эскадрой приказал дать радиограмму, что адмирал (якобы) благодарит экипажи подводных лодок за удачную операцию. Японцы это приняли «к сведению».

В японо-русской войне на Тихом океане участвовали 13 подводных лодок. Таким образом, русские моряки получили военный опыт использования подводных лодок. Японцы убедились также в наличии подводных лодок русских на дальних подступах, что сдержало их от нападения на Владивосток.

Наличие в устье Амура только одной малой подводной лодки проекта Джевецкого, переделанного по проекту лейтенанта Яновича, не позволило японцам прорваться в Амур. Эта же лодка до осени несла дежурную службу в Татарском проливе. В 1905 г., попадая в жестокий шторм, она прошла без аварий и поломок 948 миль и была списана из состава флота только в 1908 году. Уже с 1905 года, опираясь на опыт использования подводных лодок в японо-русской войне, позволило сформулировать новые тактико-технические требования к подводным лодкам и с помощью русских инженеров и ученых (Бубнова и его последователей) создать новые типы подводных лодок, которые приняли участие в первой мировой войне, а некоторые и во второй мировой войне.

По мнению многих историков, в т.ч. военно-морских, наличие подводного флота России на Тихом океане спасло Дальний Восток от завоевания японцами, а также заставило задуматься весь мир о значении нового морского оружия.
________________________
Капитан 3 ранга в отставке И.С.Филатов,
выпускник гатчинского военно-морского инженерного училища 1956 года

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»