Царица пришла в восторг
О подводной лодке С.К. Джевецкого
С.К. Джевецкий
Степан Карлович Джевецкий
Фото кон. XX в.
В 2006 году исполнилось 125 лет с того дня, как в 1881 году императору России Александру III на Серебряном озере Степан Карлович Джевецкий продемонстрировал подводную лодку, построенную в 1879 году по его проекту в Санкт-Петербурге.

В своих воспоминаниях, видимо, основанных на рассказе самого С.К. Джевецкого, основоположник современной теории корабля, академик Алексей Николаевич Крылов описывает это событие следующим образом:

«Александру III было доложено о лодке Джевецкого. Он пожелал её видеть, было приказано привезти лодку в Гатчину и спустить в отличающиеся прозрачностью воды Серебряного озера, и назначен день показа лодки царю. Джевецкий несколько дней бороздил по озеру, изучая царскую пристань и как ловчее к ней пристать. Зная, что Александр III неразлучен с царицей Марией Федоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей — любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой и вышли на середину озера, а Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею.

Наконец, шлюпка подошла к пристани, царь и царица вышли и остались на пристани, Джевецкий с ловкостью пристал и открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав на французском языке: «Это дань Нептуна Вашему Величеству».


Царица пришла в восторг, рассыпалась в комплиментах; царь остался очень доволен, благодарил Джевецкого и приказал дежурному генерал-адъютанту рассказать об этих опытах военному министру П.С. Ваковскому, чтобы он озаботился возможно спешной постройкой 50 лодок с уплатой Джевецкому 100 000 руб.

Неизвестно, что больше понравилось царице — букет орхидей или продемонстрированная подводная лодка, но уже в том же году впервые в мире такая большая серия из 50-ти подводных лодок была построена на заводах Санкт-Петербурга. После постройки 16 подводных лодок остались в Кронштадте, 32 по железной дороге были отправлены на Черное море, одна передана С. К. Джевецкому для дальнейшего совершенствования, одна оставлена в распоряжении заказчика — Инженерного управления.

Представление о построенных подводных лодках дают её технические характеристики и прилагаемый чертеж подводной лодки Джевецкого:
  • вес без груза и запасов — 3,3т
  • длина — 19,7 фута (5,9 м)
  • высота без люка — 4,4 фута (1,34м), с люком — 5,5 фута (1,66 м)
  • ширина — 4,3 фута (1,31 м)
  • глубина погружения — 40 футов (12 м)
  • подводная скорость — 2,5 узла (4,9 км/час)
  • обшивка из листов толщиной — 5мм
  • экипаж 3 человека.
Подводные лодки имели один винт, приводившийся в движение двумя ножными приводами велосипедного типа. Погружение и всплытие осуществлялось при помощи цистерны водяного балласта и балластного насоса. Горизонтальный рулей не было. Дифферент изменялся с помощью поворотного кормового винта и подвижных грузов, перемещавшихся по специальным рейкам в носу и корме внутри корпуса. Для дыхания имелись резервуары сжатого воздуха, отработанный воздух удалялся в надводном положении через выдвижную вентиляционную трубу.

Подводная лодка могла нести 50-фунтовые (20,5 кг) пироксилиновые заряды, размещенные в резиновых мешках вне прочного корпуса. Мины отдавались при прохождении под днищем судна, стоявшего на якоре.

Ради исторической справедливости необходимо сказать, что в 1881 году в Гатчине царю демонстрировалась вторая модель подводной лодки С.К. Джевецкого, а серия построена с некоторыми изменениями. Строилась серия на Невском заводе под руководством инженера-самоучки Петра Акиндовича Титова.

А первая модель подводной лодки была построена С.К. Джевецким в 1877 году на заводе Вланшира в городе Одессе. Там же она испытывалась им лично. Экипаж лодки состоял из одного человека.

Там же этой подводной лодкой заинтересовалось Инженерное ведомство, как средством обороны морских крепостей. «Лодка была одобрена, размеры её несколько увеличены, так, чтобы в ней, кроме командира помещалось еще два человека в качестве движущей силы». Новая модель лодки, впоследствии продемонстрированная в Гатчине, по данным ЦКБ «Рубин», построена «Кузнечно-слесарным и механическим заведением» И.Ф. Андреева, размещавшимся на 20-й линии Васильевского острова.

Точная копия второй модели подводной лодки С.К. Джевецкого, выполненная в филиале НПО Севзапспецавтоматика в Гатчине
Точная копия второй модели подводной лодки С.К. Джевецкого
Подводная лодка С.К. Джевецкого третьей модели, находится в Военно-морском музее в СПб
Подводная лодка С.К. Джевецкого третьей модели

До 1891 года построенные большой серией подводные лодки С.К. Джевецкого находились в ведении Инженерного ведомства. 23 июля 1991 года они были переданы в Морское ведомство. Но недостатки, присущие всем подводным лодкам, построенным в России в 19-м веке, такие, как малая скорость, неустойчивость движения по курсу и глубине, невозможность ориентации в подводном положении, слабое вооружение, не позволили этим подводным лодкам стать боевым средством флота.

В 1891 году Морское ведомство приняло решение о «разломке означенных подводных лодок с обращением в лом материалов... Три или четыре лодки оставить для портовых надобностей, как-то: осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений, а также разных опытов...».

Корпус одной из подводных лодок Джевецкого сохранился до настоящего времени и находится в экспозиции Центрального Военно-Морского музея.

Чертеж 3-й модели подводной лодки С.К. Джевецкого
Чертеж 3-й модели подводной лодки С.К. Джевецкого
Чертеж 4-й модели подводной лодки С.К. Джевецкого
Чертеж 4-й модели подводной лодки С.К. Джевецкого

При создании С.К. Джевецким подводной лодки были использованы принципы строительства первых в России цельнометаллических подводных лодок: подводной лодки К.А. Шильдера, построенной в 1834 году; подводных лодок О.Б. Герна, построенных в 1855 году (вторая модель), 1861 г. (третья модель), 1867 г. (четвертая модель); подводной лодки В. Бауэра, построенной 2 ноября 1855 г., подводной лодки И.Ф. Александровского, построенной в 1865 году, и ряда других изобретателей.

Многочисленные попытки создания в России подводных лодок во второй половине XIX века позволили приступить к строительству подводных лодок, которые уже могли использоваться для решения боевых задач.

В 1901 году Балтийскому заводу в Санкт-Петербурге был выдан заказ на строительство «миноносца № 113» (в это время официально еще класса подводных лодок не существовало). В марте 1902 года «миноносец № 113» был переименован в «миноносец № 150» и зачислен в списки флота. В мае 1903 года подводная лодка была спущена на'воду и осенью успешно прошла испытания.

В мае 1904 года «миноносец № 150» получил имя «Дельфин». Под этим именем подводная лодка вошла в историю как первая боевая подводная лодка, вошедшая в состав Российского флота.
________________________
И.А. Семенов,
Главный хранитель фондов Центрального Военно-морского архива, контр-адмирал

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»