Мастер «потаенных» судов

С.К. Джевецкий
Степан Карлович Джевецкий родился в 1843 году в Подольской губернии. Окончил Парижское центральное инженерное училище. Как изобретатель участвовал во Всемирной выставке в Вене в 1873 году. В 1877 году записался добровольцем на флот и в составе команды корабля «Веста» участвовал в сражении с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» и за отвагу получил Георгиевский крест. После Русско-турецкой войны работал над созданием подводных лодок, так называемых «потаенных» судов. Умер С.К. Джевецкий в 1938 году.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века в России было разработано немало различных проектов, подводных лодок. Среди них особого внимания заслуживает представленный в 1876 году в Морское ведомство известным инженером - изобретателем С.К. Джевецким проект небольшой подводной лодки, по которому через год в Одессе построили лодку, названную «Подводным минным аппаратом». Она испытывалась на одесском рейде в присутствии командующего Черноморским флотом.

Первая подводная лодка Джевецкого
Длина подводной лодки составляла четыре метра. В движение она приводилась гребным винтом, который вращался при помощи ножных велосипедных педалей. Лодка погружалась, когда в балластную цистерну принимали забортную воду; для всплытия воду удаляли, продувая цистерну сжатым воздухом. Для регулирования глубины погружения в передней части подводной лодки была предусмотрена открытая снаружи труба, внутри которой помещался поршень. От передвижения поршня изменялся объем лодки, отчего она всплывала или погружалась.
В верхней части корпуса имелись два отверстия с крышками, к которым с наружной стороны прикреплялись резиновые рукава с перчатками. Уравняв с помощью сжатого воздуха давление внутри лодки с забортным, можно было открыть крышки, просунуть в резиновые рукава руки и отделить от корпуса мину, прикрепленную снаружи. При всплытии мина специальными резиновыми присосками прикреплялась к днищу вражеского корабля. Отойдя на безопасное расстояние, человек, управляющий подводной лодкой, замыкал, электрическую цепь: гальваническая батарея - провод - мина, и происходил взрыв. Именно так во время испытания и была взорвана баржа. Удачные опыты привлекли внимание Военного министерства. По его заказу в 1879 году С. К. Джевецким был изготовлен проект такой же лодки, но большего размера.

Четвертый вариант подводной лодки
Джевецкого с электроаккумуляторами
Длина построенной подводной лодки равнялась шести метрам, её экипаж состоял уже не из одного человека, как, в первом случае, а из четырех. Лодка имела два поворотных гребных винта — в носу и в корме. Кормовой винт поворачивался в горизонтальной плоскости и заменял собой обычный руль. Носовой винт мог поворачиваться в вертикальной плоскости и служить для управления погружением подводной лодки. От вращения осей обоих винтов действовали две поршневые помпочки. Одна из них служила для откачки балласта при всплытии, а другая нагнетала отработанный воздух в особый патрон с едким натрием, проходя через который воздух очищался от углекислоты. Замена поглощенного дыханием людей кислорода осуществлялась автоматически из баллона со сжатым кислородом. В верхней части лодки находилась рулевая башенка, в которой располагалась оптическая труба с призмами и увеличительными стеклами, очень схожая с современным перископом. Вооружение лодки состояло из двух прикрепленных снаружи мин, которые при помощи специального устройства внутри лодки могли отделяться от корпуса изнутри лодки и автоматически присасываться к днищу вражеского корабля.

Третий вариант подводной лодки Джевецкого
Третий вариант подводной лодки Джевецкого
Испытания новой подводной лодки происходили на Гатчинском озере, отличающемся особой прозрачностью воды. Они были настолько удачны, что Военно-инженерное ведомство заказало еще пятьдесят подводных лодок аналогичного типа, но с введением некоторых изменений в их конструкцию. Новые подводные лодки были построены в Петербурге в 1881 году. Это был первый в истории случай массового серийного строительства подводных судов.

Новые подводные лодки не имели переднего гребного винта. Управление по глубине достигалось подвижными грузами, создававшими нужный дифферент. Экипаж состоял из трех человек. Однако эти лодки обладали весьма серьезными недостатками, - незначительной автономностью и очень малой скоростью хода. В 1888 году Морское министерство распорядилось вывести их из строя, разоружить и переделать в бакены для навигационных целей.

Двумя годами ранее, в 1886 году, одна из этих подводных лодок была перестроена с учетом сделанного еще в первой половине девятнадцатого века русским академиком Б. С. Якоби предложения использовать электрическую энергию для движения судов. В результате сокращения экипажа до двух человек удалось за счет сэкономленного таким образом веса установить на подводной лодке для вращения гребного винта небольшую аккумуляторную батарею и электромотор мощностью в одну лошадиную силу. Скорость хода подводной лодки увеличилась до четырех узлов.
Вскоре после этого С. К. Джевецким был разработан новый проект большой полупогружающейся лодки, названной им "Водобронным миноносцем".

"Водобронный миноносец" имел в качестве двигателя паровую машину и в надводном положении развивал скорость с помощью электромотора, получавшего питание от аккумуляторной батареи (запаса ее энергии при полном двенадцатиузловом ходе хватало на три часа). Над корпусом "Водобронного миноносца" возвышалась боевая рубка, герметически отделенная от корпуса. Рубка служила помещением для командира лодки при плавании последней в полупогруженном, "водобронном", положении.

Вооружение "Водобронного миноносца" состояло из аппаратов, стрелявших самодвижущимися минами-торпедами. Аппараты Джевецкого были очень просто и остроумно устроены и вскоре получили всеобщее признание. В дальнейшем благодаря применению этих аппаратов появилась возможность вооружать лодки большим количеством торпед; значительно проще стало и маневрирование лодок при торпедных атаках.

В 1907 году по проекту С.К. Джевецкого была построена подводная лодка "Почтовый" с единым двигателем для надводного и подводного хода. Таким двигателем служили два бензиновых мотора. В надводном положении они позволяли лодке развивать скорость хода до шести узлов, в подводном - использовался один мотор, при этом воздух для питания поступал из баллона, где он хранился сжатым до двухсот атмосфер. Отработанные газы отводились в забортную воду.
В этом проекте была предвосхищена современная идея создания единого двигателя для подводной лодки.

Применение натриевого поглотителя углекислоты - прообраза современных регенерационных патронов - значительно увеличило автономность подводных лодок. Для этой же цели они снабжались баллонами со сжатым до двухсот атмосфер кислородом, которым пополнялся воздух для дыхания экипажа.

И. Быховский

Технические характеристики "гатчинской" подводной лодки:
   Длина, м ок. 6 (19,7 фут)
   Высота без люка, м 1,34 (4,4 фута)
   Высота с люком, м 1,66 (5,5 фута)
   Ширина, м 1,37 (4,3 фута)
   Вес подводной лодки, т 3.3
   Число оборотов гребного винта об/мин. 60
   Скорость подводного хода, узл. 2.5
   Скорость подводного хода на коротких пробегах, узл. 3-3,5
   Глубина погружения, м 12,5 (40 футов)
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»