Скворицы, Педлино и другие окрестности Пудости

Деревня Скворицы: репутация жителей всегда была высокой.
Скворицы (по-фински - Skuoritsa) - деревня старинная, расположенная у родников, дающих начало реке Ижоре. Привычно видеть старинную деревню, расположенную вдоль берега реки, но в этой дома выстроились вдоль широкой, прямой дороги перпендикулярно речке. Сейчас место перехода засыпано щебнем, а для выхода воды от материнского родника под переходом положена бетонная труба.

А когда-то сразу за первым родником начинались порожки, и напор воды был так велик, что в самых дальних от реки домах был слышен шум воды.

Когда родилась эта деревня? Большинство краеведов считают, что деревню регулярно и плавно застроили переселенные сюда шведами финны еще в 17-м веке (в начале века средняя Финляндия пережила несколько неурожайных лет, экстремальными были несколько сельскохозяйственных сезонов, как результат - голод в нескольких районах; бедолаги охотнее могли поверить в райские кущи на новой земле). Но стали бы называть новые, необработанные земли именем чужого народа - Ижора, Инкери? Скорее всего, финны-пришельцы знали, на чьи земли они пришли, может быть, не только заселялись в пустующие домики бывших обитателей деревень, но и стали соседями тех, кто не ушел из-под шведского владычества.

Для абсолютного большинства православных ижорцев, пропитанных языческой духовностью, чужая власть и активность лютеранской церкви оказались неприемлемыми, а финские переселенцы заранее готовы были к жертвам, они в лице церкви нашли покровительство.

Переселенцев оказалось так много, что в 1624 г. шведский король Густав II основал приход, и в Скворицах были построены церковь и пасторат. Право назначать пасторов имел король. Административно Скворицкий приход относился к Выборгской епархии.

В период Северной войны лютеранские священники пытались исполнять свои обязанности, но вскоре вынуждены были бежать в Швецию. В целом Петр I относился к лютеранским приходам с терпимостью, но помощи от Швеции они уже не получали, церкви ветшали, а российские власти торопили с ремонтом.

Увлечением некоторых пасторов было обучение прихожан грамоте. А начиная с конца 18-го века по всей Ингерманландии проявился интерес к обучению народа. С 1785 г., когда в Колпанах была создана финско-язычная народная школа, связь её со Скворицами была прямой. Старожилы рассказывают как легенду, то, что парню не позволят венчаться, если он не прошел церковный экзамен и не обучился грамоте. Но в действительности так и было. Особо крепкие дома, аккуратные дворы ыли в Скворицах у пасторов и членов ж семей, прижившихся в Скворицах после смерти или отставки священнослужителей. Деревня разрасталась; то, что сейчас называем Скворицы, в 8-м веке были: Малыми и Большими, Старыми и Новыми Скворицами и просто Скворицами. Скворицкая церковь была открыта под покровительством шведского короля Густава II, во времена существования в границах Российской империи, покровителями были императоры и некоторые члены императорской семьи. Император Николай I оплатил строительство новой каменной Скворицкой церкви, построенной в 1839 г. по проекту главного гатчинского архитектора А.М. Байкова, разработанному в 1820-х годах. Эта кирха находилась между Старыми и Новыми Скворицами.

Кроме воскресной школы, в 1864 году была открыта Скворицкая народная школа с 2-годичным обучением, настоятелем её был Людвиг Николаус, самой энергичной помощницей и учителем стала его мать Энгла Грундстрём. Кроме этих учителей, в памяти старожилов сохранилась фамилия ещё одного учителя - И. Иортико, он преподавал в 20-30-е г. 20-го века, его жена, образованная женщина, много делала для школы, старожил этих мест, Л.И. Дерюга помнит, что все дети звали её «мама».

При церкви действовала библиотека. Книги выдавались один раз в неделю, в воскресенье, литература была на русском и финском языках.

При Скворицкой церкви на средства прихода содержались фельдшер и акушерка, а также небольшой дом для престарелых на 10 человек.

Репутация жителей деревни была устойчиво высокой, поэтому сюда из Санкт-Петербурга неоднократно приезжали чиновники и деятели сиротских, попечительских советов, чтобы определить в семьи сердобольных, но ответственных финнов сирот (от грудного возраста до 12 лет) из приютов. За это от казны выделялись небольшие суммы, но судьбу детей контролировали. В деревне Скворицы было 6 семей, которые воспитали не одно поколение приёмышей.

Построенная в 1872 году железная дорога от Санкт-Петербурга через Красное Село до Гатчины Балтийской находилась в 10 км от деревни. Расстояние, легко преодолимое деревенским человеком. Мальчишки вставали еще до рассвета, на ощупь искали грибы, и - бегом к поезду, везущему дачников-чиновников в Санкт-Петербург. У железнодорожных вокзалов Пудости, Тайцев можно было купить не только грибы, но и речную рыбу, букетики цветов, кузовок ягод.

Старики с удовольствием вспоминают рассказы своих родителей о том времени, когда те бесхитростным способом зарабатывали «копейку» в семейный бюджет, денежный эквивалент в крестьянском хозяйстве никогда не был лишним.

Деревня Педлино: дачников все больше
Деревня Педлино Пудостьской волости располагается в 9 км от административного центра, по последней переписи в ней живет 6 женщин и 5 мужчин. Это небольшая деревня с населением пенсионного возраста и растущими домовладениями дачников.

В первой половине 20-го века это была большая деревня Петилля (возможно, искажена транскрипция). Эта деревня входила в Царскосельский уезд. В начале 20-го века в окрестностях этой деревни, а также Войсковиц, Воханова располагались охотничьи царские угодья. Здесь разводили зайцев, фазанов и медведей специально для великосветской охоты. Частично «царская» охотничья дорога сохранилась в лесу близ Котельниково.

В период колхозного строительства деревня Педлино входила в Малоколпанский сельский совет. Колхоз назывался по имени деревни - «Педлино».

В Педлино захоронен А.В. Сохнов «Андрей Васильевич Сохнов, в/ч 196 Гатчинская СД, комсорг роты, погиб в 1941 году. Он закрыл своим телом амбразуру дзота». Надпись на памятнике... Андрей Васильевич Сохнов повторил подвиг А. Матросова, своим телом закрыв амбразуру вражеского дота, тем самым обеспечив победу в бою за деревню Педлино и продвижение дивизии к Войсковицам» (Фелисова, «Памятники боевой славы») Памятная доска появилась в 1975 году благодаря студенческму строительному отряду «Гатчинский», совхозу 18-го Партсъезда, военнослужащим, шефам - ПТУ-33.

Из воспоминаний Ивана Иосифовича Малки, 1900 года рождения, участника Гражданской войны, активиста 20-30-х годов:

Бывшая Старо-Скворицкая волость состояла из деревень: Корпиково, Сокколово, Малое Рейзино, Большое Рейзино, Гатчинская мельница, Кямяря, Турдия, Пегелево, Вайялово, Пудость, Малая Пудость, Репузи, Сализи, Петлино, Юля-Пурсково, Ала-Пурсково, Хиндикалово, Малкино, Коугия, Ювайзи, Хузилово, Ахмози, Петрово, Мутакюля, Малое Терволово, Скворицы, Кайнолайзи, Аропакузи, Каргункюля, Медияйзи, Ряхмози, Терволово, Ноузияйзи, Воудылово, Ивайзи, Куйдузи, Комалово, Малая Истинка, Тихвинка, Голодухово, Малая Ивановка, Ивановка, Большие Тайцы, Тайны, и эстонские хутора на территории волости.

Волостное управление до 1919 г. находилось в деревне Скворицы (до разгрома Юденича), затем - в деревне Ивановка. Управлением занимались волостной старшина, писарь, судья, урядник.

Пахотной земли во владении крестьян было мало. В основном, это земли под покосы и леса. Многие крестьяне не имели лошадей. Часто на этих землях проходили маневры царских войск, и самодеятельно освоенные крестьянские участки вытаптывались. Хозяином лесов считалась казна. Вся дичь строго охранялась егерями. Арендная плата уходила на погашение налога (бывшего оброка), на уплату за строения.

На территории волости действовала библиотека при скворицкой церкви. Книги выдавались и обменивались один раз в неделю, в воскресенье. Литература была разная: художественная, религиозная на русском и финском языках, просветительская (например, как грамотно вести хозяйство). В школах проводились вечера под руководством учителей. Издавались две газеты на финском языке: «Инкери» и «Нева». Во всех деревнях устраивались качели и танцевальные площадки. Молодежь собиралась танцевать по вечерам. В зимнее время собиралась на посиделки или на каток.

На территории волости существовало 4 церковно-приходских школы: Пудостьская - учитель Варвас П.И. (1866 год), Скворицкая - учитель Иортико И. (1864 год), Таицкая - учитель Кайянен X.А. (1866 год), Пурсковская - учитель Яттинен А.Д. (1866 год). В среднем, в каждой школе было по 30 учеников.

В первое десятилетие 20-го века в крестьянском хозяйстве свершился большой скачок: появились в продаже железные плуги (одноконные), пружинные бороны, молотилки, сенокосилки, - все, в основном, иностранного производства. Появились в продаже семена клевера, тимофеевки. Было организовано первое кооперативное общество из 3-х деревень Пурсково (Ала-, Юля-, Покизен-). Позднее крестьяне могли выручить больше денег за продажу земли, содержащей белый песок, но государство выставляло крестьянам иск за дополнительный доход. Тяжбу разрубила революция 1917 г.

В те же годы появились в продаже швейные машины «Зингер». Крестьянам их давали в долгосрочный кредит.

1914 г. открыл тяжелый период в жизни крестьян. Основная рабочая сила в деревне - мужчины - были мобилизованы в армию. Сельское хозяйство переживало упадок, начались разные поборы.

В первые годы советской власти в деревнях организовывались комитеты крестьянской бедноты. В волости было создано кредитное общество, в деревнях - машинные товарищества, чтобы запахивать на паях «ленинские полосы» - земельные участки, доставшиеся крестьянам по декрету.

В 1924 г. повсеместно проводилось землеустройство. Крестьяне получили дополнительные наделы.

В 1927 г. в деревне Аропакузи организовалась первая коммуна под названием «Пуна Тяхти» («Красная звезда»).
    В 30-е годы в пределах бывшей Скворицкой волости организовались колхозы:
  • деревня Алапурсково - колхоз «Тюрмиде» (председатель Рокко А.И.)
  • деревня Скворицы - колхоз «Райвая» (председатель Ватиска)
  • деревня Аропакузи - колхоз «Пуна Тяхти» (председатель Пакконен)
  • деревня Колмолово - колхоз «Тойсто» (председатель Коугия И.Ф.)
  • деревня Кайналайзи - колхоз «Совиндо» (председатель Кайналайнен)
  • деревни Каргункюля, Медияйзи - колхоз «Сойхту» (председатель неизвестен)
  • деревни Ноузияйзи, Воудылово - колхоз «Путь Ленина» (председатель Нойзияйнен А.И.)
  • деревни Лайдузи, Пеушалово - колхоз «Пеуша» (председатель Пеуша О.А.)
  • деревни Ряхмози, Терволово - неизвестный колхоз
  • деревни Куйдузи, Ивайзи - неизвестный колхоз
  • деревня Мулдия - неизвестный колхоз
  • деревни Петровского куста - колхоз «Иого Варей» (председатель Пумалайнен А.И.)
Культура в послеоктябрьский период до Великой Отечественной войны: образовались клубы и Дома культуры в деревнях Скворицы, Кезелево, Пурсково, Малая Пудость, при Скворицкой церкви. Избы-читальни или красные уголки были обязательны во всех колхозах. На Алапурской горе была летняя сцена. Здесь выступали шефы из Ленинграда, артисты госцирка, местная художественная самодеятельность под руководством учителей школы крестьянской молодежи. Народное образование: после 1917 г. были образованы школы рабочей молодежи в деревнях Пеушалово (двухкомплектная), Кезелево, Ряхмози, Петрово, Истинка, Оровка, Малое Рейзино. В 1925 г. была открыта школа крестьянской молодежи (ШКМ). Первым директором этой школы был Исаак Филиппович Пакконен (его сын Александр Исаакович Пакконен в 60-70-е работал в качестве заместителя заведующего гатчинским РОНО). За несколько лет была ликвидирована неграмотность населения, хотя и до революции население, в большинстве своем - финны, было грамотное, особенно в лютеранских приходах, где имелись церковноприходские школы. В ШКМ готовили колхозные кадры: звеньевых, бригадиров, счетоводов, председателей колхозов, работников библиотек, клубов.

Первые комсомольские организации были созданы в деревнях Скворицы, Кезелево, Алапурсково. Первая партийная организация появилась в 1938 году при Скворицком сельсовете. Первым секретарем партячейки был Иван Васильевич Ефимов.

После реорганизации волости были образованы отдельные сельсоветы: Пудостьский, Таицкий, Скворицкий. Перед Великой отечественной войной их возглавляли: Пудостьский - Абрам Иготти, Таицкий - Петр Иванович Курвинен, Скворицкий - Андрей Иванович Александров. Один из активистов Пудостьского сельсовета - Эдуард Андреевич Няппи, житель деревни Оровка. Активист Таицкого сельсовета Михаил Александрович Александров много времени уделял встречам с Пудостьской молодежью.

Из истории Пудостьской земли
... здесь жили племена водь и ижоры, о чудских племенах упоминается в XI в. В 13-14 веках племена приняли христианство, в 16-м веке почти потеряли этнические особенности (из «Гатчинской правды», П. Новопольский, член общества ВООПИиК).

Территория, на которой располагалась Гатчина и окрестные земли, с 9-го века являлась владениями Господина Великого Новгорода. Она числилась в составе Дятлинского погоста Водской пятины. По переписной книге, составленной в 1499 г. московским писцом Дмитрием Васильевич Китаевым в связи с присоединением Ижорских (Водских) земель к Московскому государству, значится село Хотчино над озером Хотчиным.

Даже на старых схематичных картах видно, что река Ижора и другие близлежащие реки входили в систему древних торговых путей, связывавших северо-запад Руси с Москвой и Киевом. Именно ижорские земли на протяжении столетий были объектом борьбы новгородцев с польско-литовскими, шведскими и ливонскими захватчиками. В начале 17-го века Россия, ослабленная польско-шведской интервенцией, междуусобной борьбой боярских родов и действиями царей-самозванцев, пошла на заключение мирного договора со Швецией в 1617 году в селе Столбово близ Тихвина. По этому договору ижорские земли на 85 лет отошли шведской короне как часть Ингерманландского генерал-губернаторства. Во время Северной войны со шведами, 13 августа 1702 года, вблизи реки Ижора в решительной схватке русские пехотный и конный отряды, которыми командовал Ф.М. Апраксин, одержали в Ингерманландии победу над войсками генерал-губернатора Кроннорта.

Этой датой открывается новая страница истории Гатчины. Она становится вельможным поместьем. С этих времен сохранилась еще одна карта-схема поселений на реках Ижора, Гатчинка, Пудость и Парица - к северо-западу от Гатчины до Сквориц. На этой же схеме топографическими знаками и надписями на немецком языке обозначены поселения - Малые, Большие, Старые и Новые Скворицы и просто Скворицы. Между Старыми и Новыми Скворицами показана кирха, усадьба пастора и дом альтмана (управителя), а также строго прямолинейная дорога, затем изгибающаяся параллельно реке Ижоре, обсаженная деревьями. Дорога имеет два ответвления - к Старым и Новым Скворицам. На схеме отмечены селения Пудость, вблизи него - каменоломни, а у селения Пудость с непоименованной речкой - пудостьская мельница. В нижней части схемы обозначена гатчинская мельница, вблизи ее - строение, небольшая рощица, значащиеся как «место для царя». Такое же назначение имеют места вблизи пудостьской мельницы и у Старых Сквориц.

На плане указано еще три селения с финскими названиями. Насыщенность различными по функциям постройками, наличие грунтовой обихоженной дороги, крестьянских селений, особо выделенных царских строений, лесных угодий свидетельствует о том, что окрестности Гатчинской мызы к началу 18 века уже были освоены и обжиты.

В 1708 году Петр I подарил Гатчину и окрестности сестре Наталье, затем придворному медику Ивану Блюментросту, через 7 лет - князю Куракину.

В районе рек Ижора, Парицы валили лес, ломали камень, отправляли в Петербург. В 1765 г. Екатерина II дарит земли вокруг Гатчины и далее - Ропши, Кипени, Лигово - графу Орлову. Сюда были привезены крестьяне из Костромской и Вологодской губерний. Рубили пудостьскую плиту. Земли около Гатчины были императорскими, крестьяне работали как дворцовые, прокладывали дорогу через Пудость от Петербурга до Гатчиныа вдоль реки. С 11 ноября 1796 г. Павлом I Гатчина и окрестности, куда входила и Пудость, были отнесены ко дворцовому ведомству. Введены были полувоенные порядки, недовольство не допускалось. После смерти Павла I Гатчина перестала быть военным городом, были заброшены работавшие ранее заводы, пришел в запустение парк.

С 1812 г. город оживился скоплением народа: ополченцев, солдат. Среди жителей окрестных деревень тоже нашлись желающие воевать в ополчении.

В 1851 г. по приказу Николая I город превратился в казарменный, а вокруг дворца продолжалось запланированное и начатое при Павле I строительство рва и каменного обрамления. На строительство в Гатчине и Петербурге требовалось огромное количество строительного пудостьского камня. Все мужское население Пудости было задействовано на каменоломнях. Поставщиками и откупщиками были и ныне звучащие фамилии Сойту, Пекки... Но большинство крестьян были дворцовыми и должны были 189 дней в году работать на государственные нужды (дороги, лес, дрова, строительство).

В 1872 году к Гатчине подошла железная дорога Балтийской линии. Гатчина становится дачным местом. А жители близлежащих деревень, в том числе Пудости, имели возможность заработать лишнюю копейку, доставляя дачникам молоко, землянику, грибы и др.

Наталья Остонен,
зав. Пудостьской сельской библиотекой
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»