Загадка старого портрета

Абрам Петрович Ганнибал. Крестник Петра Великого, генерал-аншеф, инженер-фортификатор, видный общественный деятель елизаветинской эпохи и, что особенно важно, прадед Александра Пушкина. Что еще мы знаем о нем? Да в общем-то не очень много. Мы даже не знаем, как он выглядел. Долгое время портрет другого генерала, И.И. Меллера-Закомельского, принимали за изображение Абрама Петровича. Но эта версия со временем отпала.

В музее-усадьбе "Суйда", в зале, экспонаты которого рассказывают о бывшем хозяине усадьбы А.П. Ганнибале, висит копия интересного портрета молодого арапа в роскошном одеянии восточного принца. Официальное название портрета - "Портрет неизвестного", автор картины также неизвестен. Подлинник находится в Париже, в частном собрании господина Бернара Мей. Предположения о личности молодого человека, изображенного на портрете, неоднократно высказывались на протяжении многих лет. В своей книге "Забытые родственные связи А.С. Пушкина" известный искусствовед Наталья Константиновна Телетова еще в 1981 году утверждала, что портрет не может быть портретом предка Пушкина, так как на нем изображен один из трех арапов, привезенных из Голландии в 1698 году, а именно Питер Елаев. Более подробно эта версия рассмотрена ею в книге "Жизнь Ганнибала прадеда Пушкина", вышедшей в 2004 году. В ней со ссылкой на "Общий морской список, Ч. 1. СПб., 1885. стр. 334", автор приводит подробный послужной список Елаева. Считаем необходимым повторить его:
"Секи, Питер Елаев. Petro Seichi. 1704 г. принят на службу в капитаны галерного флота. 1705 г. находился в Петербурге. 1706 г. командовал одною из галер, находившихся при обороне Котлина. 1712 г., апрель имея команду над 26-ю провиантскими судами, назначен идти с флотом к Выборгу... 1713 г., в ноябре зачислен в капитаны 2-го ранга. 1714 г. находится на скамвеях в отряде генерал-майора Головина в Ботническом заливе. Зимовал в Або, командуя арьергардиею галерного флота. 1715 г., октября 11 уволен от службы".
И далее:
"Замечательно, что в 1713 1714 гг. он участвовал в операциях, когда взята была крепость Або. По этому случаю участники получили медали с изображением профиля царя Петра, среди них, без сомнения, был и командир галерного флота Секи - Питер Елаев.".

Какая же медаль могла быть изображена на "французском" портрете? Обратимся опять к книге Н.К. Телетовой: "Был сделан вывод о том, что на портрете изображена одна из пяти медалей: "Полтавская" (1709), "Ко взятию Пернова" (1710), "К высадке русских войск в Або" (1713), "Ко взятию Нейшлота" (1714), "В память посещения монетного двора в Париже Петром I" (1 717). Ко всем пяти событиям или поводам причастен был прадед Пушкина...".
Давайте обратимся к книге "Абрам Ганнибал" Дьёдонне Гнамманку, африканского ученого-слависта, написавшего первую полную биографию Абрама Ганнибала. В книге приводится большой документальный материал, позволяющий принять за истину приведенные автором факты.

Ганнибалу еще не было десяти, когда его зачислили барабанщиком в гвардейский Преображенский полк, которым командовал сам Петр. Первое боевое крещение Абрам принял 30 августа 1708 года близ села Доброе. Через месяц он участвует в походе двенадцатитысячного отряда, ведомого лично Петром. "Участие юного Абрама в этой баталии обессмертил французский художник Пьер Дени Мартен (1663 1742). До нас дошла копия этого полотна, сделанная Николя де Лармессеном (1684 1755). На картине Лармессена, посвященной сражению при Лесной, видим Петра I на коне во главе войска. Справа же, внизу картины, за лошадью Меньшикова стоят четверо. Меж ними один чернокожий. У него на голове белый тюрбан. Это и есть барабанщик Преображенского полка Абрам Петров". Вот интереснейший, на наш взгляд, факт - белый тюрбан. Не такой ли именно головной убор будет украшать голову молодого человека на "французком" портрете?

Вскоре Абрам опять участвует в грандиозном сражении - битве под Полтавой, где русская армия окончательно разгромила шведов. Ганнибалу 13 лет. "Петр счастлив и горд. Он торжественно поздравляет всех с победой генералов, офицеров, солдат; он навещает раненых и обещает наградить всех...". Может быть, именно за победу под Полтавой награжден барабанщик Преображенского полка Абрам Петров? Несомненно одно, что своего приемного сына, активного участника всех военных баталий Петр просто не мог обойти вниманием.

В архивах„касающихся военных кампаний Петра 1714 года, имеются упоминания о присутствии Абрама Петрова в свите царя. В это время происходят важные морские сражения.

Восемнадцатилетний Абрам находится при государевом штабе. Подтверждением этому могут служить судовые записи капитана корабля Синявина:
"10 августа 1714 года, арап Абрам Петров прибыл в Ревель на русской бригантине... Абрам пробыл в Ревеле лишь несколько часов. В этот же день он отправился обратно в Гельсингфорс". Чем может быть полезен нам тот факт, что Ганнибал - штабной курьер? В записках В.А. Нашокина генерал-лейтенанта можно встретить пометку, что "золотые медали носили на золотой цепи через плечо штабные офицеры...". Не является ли это косвенным доказательством того, что перед нами портрет А.П. Ганнибала?

В 1962 году в Париже вышло собрание сочинений Пушкина на французском языке под редакцией Андре Менье. Иллюстративную часть открывает рассматриваемый нами портрет с надписью "Приемный сын Петра I, прадеда Пушкина по материнской линии...". В 1975 году в Таллинне небольшим тиражом вышла в свет книга эстонского исследователя жизни А.П. Ганнибала Георга Лееца, где в главе "Французский пор грет Ганнибала" автор дает аргументированные высказывания о достоверности портрета прадеда А.С. Пушкина.

Музей располагает уникальными документами, а именно, частной перепиской известного пушкиниста Н.И. Грановской с правнучкой Александра Петровича Брюллова, известного архитектора, родного брата Карла Брюллова Евгенией Павловной Мининой, живущей в Париже. Из письма Мининой от 9 августа 1978 года:
"Картина была продана на аукционе в г. Версаль, 13 февраля 1977 года за 48500 франков. Она в прекрасном состоянии. Без подписи. Реставратор Музея Лувра подтвердил, что это французская школа 18-го века (? Ван Лоо). Я написала предыдущей хозяйке (Баронесса Мак Кей), письмо, однако осталось без ответа. Таким образом, я не знаю, как и где она его приобрела. Однако, так как речь шла о коллекции Сер Джозеф Дювийна (Sir Joseph Duyeen) он когда-то покупал картины для американца Меллон (1920 1930 г.) очень возможно, что Дювийн купил "Негра" у Эрмитажа..." (стиль автора письма).

Изучив подробно все материалы, связанные с данным портретом, а особенно сам портрет, мы пришли к выводу:
  1. изображенный на нем молодой человек не может быть Питером Елаевым;
  2. "французский" портрет - портрет А.П. Ганнибала. Попробуем аргументировать это заявление.
В книге Н.К. Телетовой читаем:
"...удается обнаружить позади эффектного арапа, опирающегося на рукоять ятагана, парусное судно, что, несомненно, указывает на связь изображенного с морской службой". Однако при детальном рассмотрении исследуемого портрета за спиной молодого человека видны очертания античного города, порталы домов, статуи, а левая рука его опирается на кирку, один из древнейших ручных строительных инструментов. Второе несоответствие в тексте связано с возрастом Питера Елаева. На портрете - молодой человек лет 25-27. Из книги Телетовой известно, что Елаева привезли в Россию уже взрослым. Сделаем предположение, что ему было не менее 18 лет. Далее указано, когда капитан II ранга Питер Елаев уволен со службы 1715 году. Значит, на момент выхода в отставку ему было не менее 35 лет, что опять не вяжется с изображением молодого человека на портрете. А по мнению вышеуказанного автора, он, уехав после отставки во Францию, "сам заказал свой парадный портрет, нарядившись для этого по своему вкусу". На чём основано заявление, что Елаев уехал во Францию?

У Георга Лееца приводится один из аргументов, на который автор данной статьи также обратил внимание: это горностаевая накидка на плечах молодого человека. В России, Франции и других европейских государствах горностай являлся символом царской (королевской, княжеской) власти. Вряд ли честолюбие Елаева распространялось так далеко, тем более, что по описанию он предстает человеком весьма достойным.

Так кто же он, арап с предполагаемым профилем Петра I на золотой медали на груди? С большой долей уверенности мы считаем, что перед нами все же единственный дошедший до нас портрет А.П. Ганнибала. Однако в отличие от всех авторов предполагаем, что написан он в России, примерно в 1723 году, по заказу Петра I, после возвращения новоиспеченного инженера-фортификатора из Франции. Именно на это указывает сочетание ятагана, кирасы и кирки - символов военного строителя. Тем более, известен факт, что царь уже заказывал в 1717 году восковую фигуру арапа. Это стоило дорого. Фигура Абрама была одной из нескольких, находящихся в петровской кунсткамере. 5 декабря 1747 года при пожаре в кунсткамере погибли все фигуры. Возвращение любимца, крестного сына после шестилетнего отсуствия навело царя на мысль заказать портрет французскому живописцу Ж.Б. Ван Лоо. Доказать, что перед нами не Питер Елаев, оказалось задачей несложной. Гораздо сложнее доказать, что перед нами портрет Ганнибала. Все авторы, исследовавшие портрет, говорят как об очевидном факте, что на груди арапа петровская медаль. В действительности все не так просто. Обратимся еще раз к письмам Е.П. Мининой: "Медаль: легкий профиль неопределенного лица..." (письмо от 9 августа 1978 г.); "По Вашей просьбе посылаю Вам фотографии деталей из картины "Ганнибала". Специалисты смогут изучить более тщательно медаль, хотя профиль представляет легкую линию и белую точку для глаза..." (письмо от 21 ноября 1987 года). Это свидетельство очевидца.

Автор безусловно понимает, что заявление о том, что перед нами портрет А.П. Ганнибала, на данном этапе может быть рассмотрено как гипотеза. Нельзя доверяться лишь интуиции или одному внутреннему убеждению. Перед музейными сотрудниками стоит, прямо скажем, непростая задача: досконально разобраться с историей написания портрета, изучить первоисточники, определить место и время его появления.

Галина Ержаковская,
ст.научный сотрудник музея-усадьбы "Суйда"
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»