Сиверские воспоминания Татьяны Пилецкой
Эту замечательную актрису театра и кино, истинную петербурженку знают и любят многие, особенно представители старшего поколения. Несмотря на почтенный возраст у неё все та же стройная фигура, та же легкая походка танцовщицы. И те же огромные серые глаза, не потерявшие магического блеска, несмотря на ушедшие годы. Да, она была одна из самых популярных актрис кинематографа пятидесятых-шестидесятых годов. Многие помнят её коронную роль - Таню Огневу, роковую героиню картины «Разные судьбы». Фильмы с участием Татьяны Львовны Пилецкой незабываемы и трогательны. Вот лишь некоторые из них, в которых она снималась: «Княжна Мери», «О моем друге», «Герой нашего времени», «Дело №306», «Олеко Дундич», «Мечты сбываются», «Зелёная карета», «Сильва» и другие. Однако имя актрисы почти всегда в тени. Она и сама по своей удивительной скромности не причисляет себя к числу звезд. И актерская судьба Татьяны Пилецкой достаточна типична. Был взлет, любовь зрителей и было равнодушие любимого искусства, оставившего её в стороне после блистательного успеха. Но актриса не сдалась - ушла на театральную сцену, в кинематограф возвращалась только изредка, играя в эпизодах. Вот уже не одно десятилетие она играет в спектаклях «Балтийского дома» и «Приюта Комедианта» А еще она стала писать стихи и книги воспоминаний: «Серебряные нити»(1998 г.) и «Хрустальные дожди» (2007 г.), посвященные, прежде всего своим родным и близким, её прекрасным педагогам, партнерам по сцене и ученикам. Особое место в её книгах отведено давнему другу отца, крестному Татьяны Львовны - знаменитому советскому художнику Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину.

Лето 1937. Сиверская. Дача
Лето 1937. Сиверская. Дача
Особенно сблизило их судьбы лето 1937 года, проведенное на даче в Сиверской. Здесь на берегу реки Оредежа в деревне Ново-Сиверской отдыхало тогда семейство К.С. Петрова-Водкина, его жена Мария Федоровна и дочь Елена Водкина, семья ученика Петрова-Водкина - Павла Константиновича Голубятникова и семья родителей Татьяны Львовны. О том, как они отдыхали и чем занимались, рассказывает актриса и приводит фрагмент воспоминаний своего отца Людвига Львовича Урлауба:

«В 1937 году, весной Мария Федоровна уговорила нас ехать на дачу в Сиверскую и даже съездила туда и сняла для нас целую избу в три комнаты в так называемом Финском краю. Когда потеплело, мы с Кузьмой Сергеевичем и моим сыном, которому было уже семнадцать лет, поехали на Сиверскую, чтобы посмотреть, в каких условиях мы будем жить. Как раз туда впервые был пущен автобус, и мы, как сказал К.С., явились пионерами в освоении этого транспорта. Помещение оказалось очень хорошим, а через улицу К.С. Снял двухэтажную дачу со стеклянной верандой. А несколько в стороне поселился художник Голубятников с семьей. Таким образом образовалась целая колония знакомых, и предстояло интересное лето. Мы часто совершали целой компанией прогулки в лес, купались в реке Оредеж, играли в крокет, который привез К.С. Играли, как сейчас помню, в дождливые дни в каком-то огромном сарае, где был плотно утрамбованный земляной пол, а также в саду, возле дачи К.С. В Сиверской были написаны картины «Букет цветов», который К.С. написал при мне в течение двух дней, и портрет моей дочери Татьяны, назывался он «Девочка с куклой, или портрет Татули». Кузьма Сергеевич не любил фотографироваться, но мне все же удалось сделать один снимок, у нас в саду за чайным столом. Я часто приходил к К.С., чтобы брить ему голову, поблизости парикмахерской не было, а длинных волос он не носил».

К.С.Петров-Водкин. Портрет Татули, или Девочка с куклой. 1937
К.С.Петров-Водкин. Портрет Татули,
или Девочка с куклой. 1937
А вот детские воспоминания из книги самой Т.Л. Пилецкой:

«Лето 1937 года, поселок Сиверская. Дачи, которые мы снимали, наша и К.С. Петрова-Водкина, через дорогу Наискосок дача ученика К. С., художника Голубятникова с семьей, Елена Водкина и Вера Голубятникова, девушки по 15-16 лет, и я маленькая рядом с ними. Но мне интересно. Игра в крокет в большом бывшем сарае, там был очень удобный утоптанный пол и играть можно было даже в дождливую погоду.

Участвуют в игре все, в том числе и К.С. А вечером игра в лото на веранде Водкиных. Играем на гроши, это очень азартно, и, как меня не гонят спать, я - вместе со взрослыми. И вот однажды мы готовили концерт-сюрприз для наших родителей в доме у Голубятниковых. У них были большие сени с выходом на веранду. На веранде сидели зрители, наши родные, а сени были как бы сценой. Читали стихи, пели хором, я танцевала и, конечно, живые картины. Кузьма Сергеевич сидел в первом ряду. После концерта он подошел к маме и сказал: «Кума, надо Тату отдать в хореографическое училище, смотрите, как грациозна». Мои родители уже подумывали об этом, так что мнение К.С. Только подкрепило их решение. Как-то, вскоре после нашего домашнего концерта, мама мне говорит: «Тата, пойди на веранду к Кузьме Сергеевичу, он хочет тебя немного порисовать». Мама надела на меня белое кружевное платьице, сунула мне в руку куклу, которую папа привез мне на день рождения, и я пошла.

Веранда, на которой мы устроились, была очень веселая, солнце глядело сквозь цветные стеклышки, вокруг веранды - зелень, цветы. В одном углу мольберт с натянутым холстом, за другим сидел К.С., а в другом - большой круглый стол, накрытый скатертью, и на нем огромный букет цветов, такой яркий и свежий, что невольно хотелось его нарисовать. Кстати, впоследствии он появился на холсте К.С. Пять или шесть раз, я уже точно не помню, я приходила на веранду позировать. Сидеть без движения мне было трудно, и Кузьма Сергеевич это прекрасно понимал, разрешал немного шевелиться. Так родился «Портрет Татули или девочка с куклой».

Спустя много лет уже после войны, в Русском музее состоялась одна из первых после большого перерыва, выставка картин К.С. Петрова-Водкина, в числе которых был и мой портрет. Мы пошли с отцом на выставку, и каково же было наше удивление - надпись под ним была «Дочь рыбака». Папа пошел к директору Русского музея и очень вежливо, чтобы некого не обидеть, указал на неточную подпись под портретом, в чем он был совершенно уверен. Папа сказал: «Картина, под которой стоит подпись «Дочь рыбака», - это портрет моей дочери, писался он в 1937 году в Сиверской и называется «Портрет Татули, или девочка с куклой». Я же рыбаком никогда не был».

К рассказу актрисы можно добавить, что дача, в которой они жили в деревне Ново-Сиверская, до наших дней не сохранилась, она также как и соседние дачи, была утраченна в годы войны. Знаменитая картина, связанная с именем Т.Л. Пилецкой впоследствии у потомков К.С. Петрова-Водкина была куплена художником Алексеем Федоровичем Пахомовым. После его смерти, вдова художника продала эту картину Таллинской картинной галерее. Там она находится и в настоящее время.

В 1998 году спустя многие годы и десятилетия Татьяна Львовна снова побывала в Сиверской. Народная артистка России была приглашена на творческую встречу в кино-культурный центр «Юбилейный», именно тогда мне удалось познакомиться с очень отзывчивой к своим благодарным зрителям актрисой. А еще через несколько лет она стала постоянной почетной гостей Российского кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине. Теперь мы как давние знакомые часто встречаемся с ней на кинофестивалях. Она вспоминает новые подробности о дачной Сиверской и художнике Петрове-Водкине, рассказывает о суровых испытаниях, переживших в годы войны, дарит свои замечательные книги воспоминаний. Удивительно и очень интересно проходят творческие вечера с Т.Л. Пилецкой. Прекрасной актрисе есть о чем поведать людям.

А. Бурлаков
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»