Граф Северный в Риме

Выставка в Гатчинском дворце-музее «Романовы путешествуют» начинается с зала, посвященного путешествию графа и графини Северных. Под таким именем в 1781-82 годах великий князь Павел Петрович с супругой Марией Федоровной совершили турне по Европе. Путешествовать под псевдонимом считалось удобнее, можно было не соблюдать обременительные условия придворного этикета иностранных государств. Как известно, все дороги ведут в Рим, а для меня маршрут европейского путешествия великого князя Павла Петровича уже давно стал своеобразным путеводителем. Посещая те же страны, города, осматривая памятники, я старалась понять, что изменилось с XVIII века, и как увиденное могло вдохновить Павла на реконструкцию его любимой Гатчины.

Первоначально меня интересовало французское влияние, связанное с посещением Павла Петровича замка принца Луи-Жозефа Конде в Шантийи, расположенного близ Парижа, в результате которого мы сейчас имеет в Дворцовом парке несколько «уголков Франции». Но дальше стало ясно, что влияние образов Италии оказалось не меньшим. Например, в парке в конце XVIII века были построены Адмиралтейские, Березовые ворота, портал Маска, напоминающие римские триумфальные арки, район Придворцовых садов, а во дворце появилась Греческая галерея и закупались многочисленные произведения живописи, скульптуры итальянских мастеров.

Конечно, Италия поражала и очаровывала всех и всегда: этот обетованный край, где природа в полном слиянии с человеческими творениеми, где повсюду перемешаны эпохи от античности до современности.

В Вечном городе граф и графиня Северные находились 2 недели, и как отмечают исследователи, Павел буквально «заболел Римом». Первый раз они прибыли в Рим после посещения Венеции, Болоньи, Турина 12 февраля 1782 года, а второй - на обратном пути из Неаполя.

Город, основанный в VIII веке до н.э., с почти 3-х тысячелетней историей в то время был столицей обширного Папского государства или Папской области. Папская область включала в себя Лацио, Умбрию, Ровенну, Феррару, Болонью, север Романьи и даже земли во Франции вокруг Авильона. Католической церкви принадлежали как многочисленные храмы, монастыри, так и школы, больницы, богадельни, университет.

Взял на себя обязанность показать Рим графу и графине Северным служитель Ватикана глава французского посольства, крупный политик и знаток литературы, искусства кардинал де Берни.

Портрет вел. князя Павла Петровича - графа Северного
Портрет вел. кн. Павла Петровича -
графа Северного
Портрет вел. княгини Марии Федоровны - графини Северной
Портрет вел. кн. Марии Федоровны -
графини Северной
28-летний великий князь не скрывал, что жаждет «прикоснуться к Вечности», увидеть и узнать как можно больше. При этом кардинал де Берни, как и многие, кто познакомился с Павлом, отметил образованность цесаревича, его знания во многих областях науки, искусства, владение несколькими языками, пытливый ум, любознательность и искреннюю религиозность.

Из достопримечательностей Рима, которые и сейчас прежде всего стремятся посетить туристы, граф и графиня Северные осмотрели Колизей, Римский форум, Пантеон. В Риме с начала XVIII века начались раскопки многих античных сооружений. Прогулки по улицам Вечного города – уже увлекательное путешествие в мир истории и прекрасного. Путешественники увидели дворцы или как их называют «палаццо», построенные ХV-XVI веках, старинные акведуки, мосты, обелиски, множество великолепных фонтанов. Конечно, они побывали на площади и в соборе Святого Петра, в музеях Ватикана. Тогда же в Апостольском дворце для Екатерины II художники снимали копии со знаменитых Станцев Рафаэля, которыми сегодня оформлена галерея Зимнего дворца. На выставке в Гатчинском дворце экспонируются гравюры c видами Рима, выполненные в XVIII-XIX веках.

Дважды Павла приглашали в Апостольскую библиотеку Ватикана, где он с большим интересом познакомился с фондом древних рукописей, коллекцией монет и медалей. Сопровождал его по библиотеке тоже служитель церкви и знаток истории Рима архиепископ Стефано Борджио. Павел был приятно удивлен образованностью, широтой знаний и интересов католических священников, что редко было присуще представителям православной церкви в то время в России.

Великокняжеская чета осмотрела целый ряд соборов. В Италии храмы похожи на дворцы, а дворцы - это храмы искусства! В знаменитом соборе Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (или Базилика Сан-Джованни ин Латерано) Павел Петрович испытывал особое волнение, узнав, что там проходят венчания на царство римских пап. Базилика Латерано носит титул «Великая базилика» и стоит выше всех остальных католических храмов мира, в том числе и собора Святого Петра. Об этом гласит надпись на ее фронтоне: «Святейшая Латеранская церковь, всех храмов города и мира мать и глава». Главный алтарь расположен в центре собора и является папским, поскольку служить за ним может только действующий понтифик. На меня базилика тоже произвела неизгладимое впечатление своей красотой и величием. Одной из ее главных достопримечательностей являются больше человеческого роста мраморные статуи 12 апостолов, установленные в нишах стен центрального нефа. Они поставлены так, как будто выступают навстречу к людям. Скульптурное оформление сочетается с великолепным мозаичным полом, лепным убранством стен и потолка. Кажется даже, что слышишь тихий шелест крыльев ангелов.

Латерано входит в состав 4-х папских базилик вместе с соборами Святого Петра (Сан Пьетро ин Ватикано) , Святого Павла (Сан Паоло фуори ле Мура). и Санта Мария Маджоре. Считается, что если побывать во всех 4-х, то тебе отпускаются накопленные грехи.

Рядом с базиликой во дворце Латерано Павел Петрович и Мария Федоровна на коленях поднимались по Святой лестнице, которая вела в личную капеллу римских пап. Святая лестница, по которой ступали ноги Иисуса Христа - одна из реликвий Рима. Она была привезена из дворца Понтия Пилата в Иерусалиме Святой Еленой матерью римского императора Константина I и супругой Константина Хлора в 326 году вместе с другими христианскими святынями. В настоящее время для сохранности мраморные ступени покрыты деревянными панелями, но оставлены обзорные окошки, которые вмонтированы во 2-ю, 11-ю и 28-ю ступени. Также считается, что паломники, взошедшие по Святой лестнице на коленях с молитвой и смиренным сердцем во время празднования Большого Поста, обретают полную индульгенцию, а в остальные дни - частичную.

Был Павел Петрович и в соборе Санта Мария Маджоре. Как и в других папских базиликах у нее есть Святая дверь, которую открывают только раз в 25 лет, и папский алтарь.

О выборе места для строительства церкви сохранилась легенда: римскому епископу и богатому римлянину приснился один и тот же сон. Им явилась Дева Мария, которая привела их на холм и сказала строить храм на том месте, где наутро ляжет снег. К удивлению всех так и случилось 5 августа 352 года. С тех пор существует традиция ежегодно в этот день осыпать прихожан при входе в базилику лепестками белых роз или георгин. Позже в храм была привезена другая римская святыня – несколько кусочков яслей младенца Иисуса Христа.

«Маджоре» означает «большая, величественная». Базилика Санта-Мария-Маджоре является самой большой из всех 80 церквей и базилик Рима. Ее 75-тиметровая колокольня, которую видно издалека, тоже считается самой высокой в Риме. Перед базиликой на площади возвышается 15-метровая колонна с бронзовой статуей Девы Марии с младенцем.

Хочу признаться, что Санта Мария Маджоре - моя любимая базилика. Когда входишь в собор, душа поет! Огромное пространство, разделенное на части мраморной колоннадой, наполнено божественным светом. Кессонированный золоченый потолок усиливает это впечатление. Золото для потолка было привезено из Перу после открытия Америки и подарено испанским королем. Отражением потолка является великолепная мозаика пола и стен. В базилике оформлены 3 роскошные капеллы. На главном престоле под балдахином покоится саркофаг, в котором находятся мощи святого Матфея.

С Санта Мария Маджоре для меня и начинается Рим. Этот район уже давно облюбовали туристы из России: много недорогих отелей, недалеко железнодорожный вокзал Термини, метро, стоянка автобусов, куда прибывает и автобус из аэропорта.

Конечно, наследника российского престола старались пригласить в гости многие известные аристократические семьи Рима. Так великокняжеская чета побывала на вечернем приеме в роскошном палаццо принца Боргезе. Род Боргезе вел свое происхождение с XIV века и на протяжении нескольких поколений семейство играло важную роль в политической и религиозной жизни Рима.

Сегодня в Риме помимо палаццо существует целый комплекс с названием «Вилла Боргезе», который представляет собой городской ландшафтный парк площадью 80 га. Его тенистые аллеи и площадки украшают статуи известных личностей, например, нашего А.С.Пушкина и Н.В. Гоголя, причудливые фонтаны, беседки, павильоны. В парке работают выставочные залы современного искусства, театр «Глобус», в котором идут пьесы Шекспира и маленький кинотеатр. Виллу также называют «парком музеев», где открыты для посетителей Галерея Боргезе с художественными собраниями бывших владельцев, Вилла Джулия, которую занимает Национальный музей искусства этрусков, Вилла Медичи, где расположена Французская академия искусств. На территории Виллы Боргезе есть свой Биопарк и Зоологический музей.

Павел Петрович и Мария Федоровна также были гостями другого могущественного итальянского рода – Барберини, среди которого наиболее известным был римский папа Урбан VIII. Сейчас в палаццо Барберини находится музей с первоклассными художественными собраниями. Старинный палаццо и сад отделяет от улицы красивая ограда с воротами, украшенная гербом рода с изображением на щите 3-х пчел, символизирующих трудолюбие, семейственность и целительство.

С разрешения Папы Пия VI Павел Петрович осмотрел замок Святого Ангела, который в то время служил папской тюрьмой. Замок был построен в 125 году как мавзолей императора Адриана, затем был превращен в крепость, сегодня в нем размещен Военно-исторический музей, один из самых посещаемых в Риме. Над замком Святого Ангела возвышается бронзовая статуя архангела Михаила в память о видении архангела и чуде избавлении Рима от чумы в VI веке. К замку через Тибр ведет каменный пешеходный мост Святого Ангела со статуями апостолов и ангелов. И как здесь не вспомнить Михайловский замок Павла I на Фонтанке в Петербурге!

Дж.-А. Лаццарини. Прием Папой Пием VI графа и графини Северных 8 февраля 1782 г.
Дж.-А. Лаццарини. Прием Папой Пием VI
графа и графини Северных 8 февраля 1782 г.
Папа Римский Пий VI дважды принимал в своих покоях великокняжескую чету. Художник Дж.-А. Лаццарини (Lazzarini Giovanni Andrea) (1710–1801) запечатлел эту встречу на офорте «Прием Папой Пием VI графа и графини Северных 8 февраля 1782 г.», которую можно увидеть в зале выставки. После второй аудиенции наследнику российского престола был преподнесен ценнейший подарок: 18 латинских и итальянских рукописных документов времени Лжедмитрия и Смуты в Московском государстве.

В XVIII- XIX веках Вечный город был Меккой для архитекторов, художников, скульпторов. В городе находились Академия Святого Луки, Французская академия. Павел Петрович не отказал себе в удовольствии посетить несколько мастерских и художественных салонов, сделать необходимые заказы. Хорошо известны парадные парные портреты супругов, выполненные известным итальянским художником Помпео Батони. В Гатчинском дворце было несколько работ этого художника. В наши дни лишь «Благовещение» украшает Тронную Марии Федоровны.

В это время Павел владел Каменноостровским дворцом в Петербурге, а дворец в Павловске только строился. Нашу Гатчину наследник получил через год после путешествия в 1783 году.

Для своих дворцов великокняжеская чета заказала серию уменьшенных мраморных копий античной скульптуры из Ватиканской коллекции. Великим князем от имени Екатерины II был сделан заказ на 4 картины популярному живописцу Я.-Ж.Хаккерту. В Гатчинском дворце до Великой Отечественной войны авторские повторения его картин с эпизодами знаменитого Чесменского сражения украшали стены Чесменской галереи. Также Павел приобрел роскошные альбомы «Римских древностей» с гравюрами Дж.-Б.Пиранези. Одна из них показана на выставке «Романовы путешествуют.

До войны гордостью гатчинской коллекции живописи были и 4 картины Губера Робера, которого называли «живописцем руин» : «Собрание античных зданий Франции», «Собрание древних зданий Рима», «Пожар Рима», «Триумфальный мост». Они были заказаны Павлом художнику для Каменноостровского дворца. Позже эти полотна были включены в оформление Греческой галереи. К сожалению, сейчас после восстановления галереи их заменили копиями, а подлинники остались в Павловском дворце-музее.

А.-Л.-Р. Дюкро. Великий князь Павел Петрович и великая княгиня  Мария Федоровна на Римском Форуме. 1782
А.-Л.-Р. Дюкро. Вел. кн. Павел Петрович и
вел. кн. Мария Федоровна на Римском Форуме
О посещении Павлом Рима также свидетельствует картина А.Дюкро «Павел Петрович и Мария Федоровна на Римском форуме», которая раньше тоже принадлежала Гатчинскому дворцу-музею.

В программу Павла по Риму было включено и посещение лечебных заведений, таких больниц как Святого Джованни, основанную в XIII веке и открытую для «всех больных любой нации, пола и возраста», а также на острове Тиберин посреди реки Тибр. Подумать только эта больница была основана в 293 г.н.э. во время эпидемии чумы и сейчас остается на том же месте и работает! Рядом с корпусами больницы находится площадь с базиликой Святого апостола Варфоломея, в которой хранятся его мощи. Она была построена на месте античного храма Эскулапа в 1624 году.

Необходимо напомнить, что в Гатчине одной из первых построек Павла Петровича был тоже госпиталь с церковью на 2-м этаже во имя св.Николая. После гибели Павла I вдовствующей императрицей Марией Федоровной здание госпиталя было перестроено, и построен целый госпитальный городок. В наше время бывшее здание больницы занимает Администрация города.

В данной статье, как и на выставке, невозможно было рассказать все о посещении Павлом Рима и о Вечном городе. Но мне хочется напомнить слова И.Гете, который был влюблен в Италию: «Тот, кто побывал в Италии, уже не может быть несчастливым».
Валентина Федорова

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»