Говорит император Павел I
В бытность свою великим князем, Император Павел испытал немало трудностей и опасностей, потому что его личность всегда находилась в центре борьбы за власть могущественных политических группировок. Однажды великий князь (ок. 1788 г.) подвергся отравлению, но медики спасли его. Тем не менее, отравление сказалось на здоровье Павла Петровича.

Ставка масонов на Павла I как на проводника и защитника своих интересов в дальнейшем окажется безрезультатной. Французская революция покажет то, какую великую опасность для христианского государства они представляют.

Воспитанный в детстве своей боголюбивой бабкой Императрицей Елисаветой в русских православных традициях, Имп. Павел Петрович был глубоко верующим человеком. Современники вспоминали о его подлинном благочестии и высоком молитвенном настрое. Нередко Павел Петрович проводил в слезных молитвах ночи. В его любимой резиденции — Гатчинском дворце сохранялся коврик, на котором он молился и который был протерт его коленями.

Вступив на престол в возрасте уже 42-х лет, or долгие годы наблюдал развращение нравов и падение дисциплины, царившие при дворе Имп. Екатерины, а также в армии, и в его душе созрела решимость покончить с этими явлениями.

Император Павел долгие годы тщательно готовился к государственной деятельности: им были подготовлены многочисленные и весьма важные законы Государства Российского, реформы в различных областях государственной жизни, направленные на наведение порядка, наказание взяточников и расхитителей, лишение дворян их былых привилегий, укрепление армии и увеличение роли Церкви, а также на облегчение жизни простых людей, в особенности, - крепостных крестьян.

Такие резкие и нелицеприятные шаги вызвали озлобление среди развращенной знати и части высокопоставленных армейских чинов. В великосветской среде стали распространяться слухи о ненормальности Императора, а его приказания стали выполняться так, что становились карикатурой на подлинные цели и устремления Императора Павла. К сожалению, миф о ненормальности этого талантливейшего и чистейшего человека, запущенный с подачи его лютых врагов и убийц, продолжал и продолжает распространяться в различных источниках. В этом и не только в этом можно провести параллель между Императором Павлом и ныне канонизированным Русской Православной Церковью Государем-мучеником Николаем II-м.

Короткое царствование Павла Петровича ознаменовалось многочисленными и важнейшими переменами в жизни страны. Их было сделано больше, чем за ряд других царствований, а польза от них была несомненна.

Важнейший государственный вопрос о престолонаследовании был разрешен особым законом, оставшимся в силе до самой революции. Он был оглашен в день коронации Государя и положил начало легитимному принципу перехода государственной власти.

Первым своим манифестом Император Павел сократил крестьянский труд на помещиков («барщину») до трех дней в неделю, то есть наполовину. В воскресный день, как день Господень, было запрещено принуждать крестьян к работам.

Многократно осмеянная «гатчинская муштра» была на самом деле серьезной подготовкой к военной реформе, которая прошла быстро и успешно: были построены казармы длвойск, обмундирование и довольствие стало великолепным, дисциплина восстановилась.

Кровавая Французская революция, которую по-прежнему «прогрессивное человечество» глумливо именует «великой», поставила перед Государем задачу создания духовно-государственного, а также военного заслона тлетворному распространению беззакония и атеизма.

Павел Петрович принял гроссмейстерство над Мальтийским Орденом, который хотел сделать надконфессиональным и надгосударственным объединением христиан в борьбе с «французской заразой», причем русские кавалеры оставались православными. И наверное, никогда католики не были так близки к воссоединению с Православием, как во время царствования этого Императора. Мальтийский Орден, носивший имя св. Иоанна Иерусалимского, вопреки досужим вымыслам, никогда не был масонским. Не был он и в строгом смысле католическим, поскольку сохранял свою суверенность, то есть не подчинялся папе Римскому.

Филермская икона Божией Матери Рыцари-иоанниты всегда соперничали с Орденом тамплиеров. Исторический путь обоих Орденов совершенно различен.Тамплиеры постепенно превратились в богоборцев, а мальтийцы, напротив, всегда оставались преданными Христу. После изгнания рыцарей с Мальты Наполеоном, они нашли прибежище в России. Святыни Ордена, в числе которых были: Чудотворная Икона Божией Матери «Одигитрия Филермская», по преданию написанная св. евангелистом Лукой; часть Животворящего Креста Господня и десная рука Иоанна Крестителя, — были тогда вручены Имп. Павлу и оставались в России до 1919 года, получив также наименование «Гатчинских святынь» в память их первого пренесения в наш город и последующего ежегодного празднования им.

Павел I подтвердил указ Екатерины II о запрещении масонства. В союзе с Австрией вел войну против зараженной революцией Франции и содействовал освобождению Италии. Адмирал Ушаков успешно руководил победоносным русским флотом в Средиземном море. Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы. Но из-за измены австрийцев война против Франции окончательного успеха не имела.

В 1801 состоялось присоединение Грузии, что вынудило Россию вести 60-летнюю войну на Кавказе.

Когда Император Павел увидел предательство европейских союзников и тонко почувствовал новые консервативные тенденции в политике Наполеона, он дальновидно пошел на стратегический союз с недавним врагом, направленный против Англии и ее диктата.

Михайловский замок Этот шаг стал для Императора роковым. Используя английское золото, масоны — петербургский генерал-губернатор Пален, братья Зубовы, кн. Голицын, Депрерадович, Мансуров и др. — составили заговор, и в ночь с 11 на 12 марта (ст. ст.) 1801 Император Павел был зверски убит в своей спальне в Михайловском замке, построенном на месте Летнего дворца Императрицы Елисаветы, в котором он родился.

Во дни жизни Имп. Павла Петровича прославилось множество чудотворных икон Божией Матери, количество монастырей (при царе Михаиле Феодоровиче их было свыше 1000), сократившееся к царствованию Имп. Екатерины Великой до 385, теперь снова увеличилось и дошло до 452. Улучшилось материальное положение духовенства, для него были введены наперстные кресты, наградные камилавки и митры.

Бюджет расходов на поддержание Церкви и на миссионерскую деятельность был увеличен вдвое, но всякие «подарки» новокрестившимся были отменены. Старообрядцам было разрешено иметь свои церкви и совершать службы по дониконовским книгам, было установлено единоверие и тем положено начало заживлению глубокой раны церковного раскола. Сам Император встречался с единоверцами и молился вместе с ними.

Итак, краткое царствование Императора Павла Первого следует признать явлением выдающимся по тем результатам, которые оно принесло, а еще больше - по тем положительным тенденциям в жизни Русского государства, которым оно дало толчок. И можно только пожалеть о том, что царствование это было столь кратким...

В. Васильев
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»