Павел и его время в документах Гатчинского дворца-музея

С.С. Щукин. Портрет Павла I В 1996 г. фонд рукописей Гатчинского дворца-музея имел 463 единицы хранения. Из ГМЗ «Павловск» пока не было возвращено 56 экз. из исторической Гатчинской коллекции. От общего числа инвентарных номеров, Павловский период охватывает всего три сотни с небольшим документов, включая 5 распоряжений императора Павла о действиях в Сицилии, Палермо, Неаполе и два письма Марии Федоровны, выявленные автором этих строк и закупленные в 1973 году.

Но даже то немногое, косвенное, что сохранилось в фондах рукописей и графики, многогранно и полноценно раскрывает не только Павловскую Гатчину, но и деятельность самого Павла. Он предстает опытным, умным, универсально образованным, требовательным, гуманным и дальновидным хозяином обширного поместья. Принятый им механизм управления эффективно и безотказно работал до конца его дней. Выполнение всех своих планов он поручал специалистам, которые под его руководством приобретали отточенное профессиональное мастерство. Первая геодезическая опись Гатчинского парка, сделанная штурманом Крыласовым в 1783 году, когда Гатчина после смерти Г. Орлова стала великокняжеской усадьбой, отличается непритязательностью и напоминает дневник работ. Съемка Гатчины и окрестных селений, входивших в поместье, осуществленная под началом адмирала Г. Кушелева в 1798 году, поражает тщательностью деталировки и блеском виртуозного графического исполнения. При преобразовании скромного села в великокняжеский форпост, были учтены и развиты особенности дворцово-паркового ансамбля, созданного для Г. Орлова. Гатчина быстро стала выделяться среди столичных пригородов яркой индивидуальностью романтического города-крепости с дворцом в виде рыцарского замка в окружении садов и парков. Важным источником информации о великокняжеской Гатчине являются сохранившиеся, к сожалению, неполностью, рапорта о рабочих людях с указанием, где и что они делают в 1793, 1794, 1795 гг. Эти документы, подаваемые ежедневно, рисуют Гатчину огромной строительной площадкой, без деления на дворцовое, общественное и частное строительство. Очевидно, для Павла и его приближенных это было единым делом. Так, в дни, когда в парке копали пруды, в столовой дворца ставили «калоны», в Ингербурге строили школу, ратушу, завершали работы в домике Нелидовой, у камердинера Бертана и, т.д. Строили по планам, согласованным с Павлом, под руководством и надзором Бренны, который оформлял интерьеры во дворце, в усадьбах придворных и в общественных зданиях. «В Католической кирхе - 10 разных картин — от брена». - 1796 г.

Твердые принципы экономии, демократизма, заботы о подчиненных, введенные Павлом в норму дворцового быта, нашли отражение в различных документах. Экономия и бережливость четко выявляются в описях дворца: старые вещи не выкидывались, из двух рваных штор шили одну новую, ломаную мебель чинили ученики под наблюдением мастеров. В Мраморной столовой - «красного бархату употреблено на обивку старых стульев - 24», «При них чехлов - 24». В чехлах бережно хранились все предметы дворцового убранства. В Малиновой гостиной: «На трех стенах обоев тканых - 3. На них чехлов полотняных - 3». В Аванзале: - чехлов на фонарях «затрапезных» - 2». Скульптура размещалась на деревянных пьедесталах - или из фальшивого мрамора - Белый зал. Самыми нарядными были комнаты Марии Федоровны, затем - ее старших дочерей и Елизаветы Алексеевны.

Комнаты придворных, дежурных офицеров, слуг, оформленные тоже Бренной, имели удобную мебель, в некоторых висели картины и освещались подвесными стеклянными фонарями. Эти служебные дворцовые интерьеры были утрачены в середине XIX в.

Парадные залы и жилые комнаты Павла сохранили свое убранство почти без изменений. О формах досуга обитателей дворца рассказывают программы балетов, списки билетов для дворян и купцов на маскарад, тексты поздравлений, преподнесенные Павлу в стихах и в прозе, написанные с искренним чувством.

Отдельный блок документов выявляет малоизвестные стороны в теме «Павел и армия». В рапортах встречаются автографы Бенкендорфа, Аракчеева, Кологривова, Пущина (1794 год) и других известных в истории лиц.

В уставах - предписание командирам прежде всего проявлять заботу о рядовых чинах, а потом уже о себе.

Забота о быте, лечении, провианте рядовых чинов составляла одну из важных задач всех военачальников в Гатчине. Эти проблемы решались по-хозяйски осмотрительно и заблаговременно: «При казармах в огородах картофель садят - 20 ч.», «увоски из Петербурга для пехоты провианта - 51 чел.» и т.д.

Павел ответственно относился к решению всех воинских проблем, и сам внимательно штудировал труды военных специалистов, делая пометки на полях книг. Эти «автографы» Павла были обнаружены научным сотрудником Гатчинского дворца-музея В.А. Семеновым.

Документы Гатчинского дворца-музея полностью разрушают сложившийся нелепый стереотип личности Павла и заведенных им порядков в Гатчине. Гатчинский дворцово-парковый ансамбль является не только памятником культуры конца XVIII столетия, но и уникальным памятником его владельца императора Павла I.

А. Елкина


Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»