Плывет паром, поет вода о чем-то рядом…


План Гатчинского парка. Кушелевский альбом
План Гатчинского парка. Кушелевский альбом
Гатчинские парки можно назвать «парками на воде». Из 146 га общей площади Дворцового парка поверхность озер, речек прудов, каналов составляет 36 га.

Не случайно в XVIII веке композиция Дворцового парка так и была спланирована вокруг Белого и Серебряного озер. Для придания «большей живописности» в их акваторию было включено множество островов. Часть из них были естественного происхождения, другие создавались с помощью прорытых каналов. Были и искусственные насыпные острова на свайном основании.

В архиве Гатчинского дворца-музея хранится копия «Юрнала береговой описи находящимся озеръ при Гатчинском Дворце веденном в 1783-м году октября 9го дня штурманом Алексеем Крыласовым», где запеленговано большое количество островов.

Самый замечательный из островов Белого озера - это Длинный остров. Он делит озеро на две неравные части и представляет собой цепь островов и полуостровов протяженностью около 1 км. Длинный остров объединяет Дворцовый и Приоратские парки. В Приоратском парке он служит высоким берегом Черного озера. На восточном берегу Белого озера расположена цепочка искусственных островов: Пихтовый, Березовый, Еловый, Плавучий, Сосновый.

Вид гатчинский дворец и Длинный остров
Вид гатчинский дворец и Длинный остров
Вид гатчинский дворец и грот Эхо
Вид гатчинский дворец и грот Эхо

Раньше острова между собой и с берегами озера соединялись мостами. Вначале мосты были деревянные, разной формы, а затем появились каменные, металлические. Они были одноарочными, трехарочными, горбатыми и плоскими. В середине XIX века на Длинном острове был построен пантонный мост. Его разобрали в 80-е годы XX века. Гатчинские мостики являлись главным украшением парковых пейзажей, придавая им особое неповторимое очарование и могли бы быть визитными карточками города. К сожалению, в настоящее время большинство мостов не восстановлено.

Острова на Белом озере в гатчинском парке. Фото Галины Пунтусовой
Острова на Белом озере
Острова на Белом озере в гатчинском парке. Фото Галины Пунтусовой
Острова на Белом озере

Но еще одной замечательной особенностью наших парков были паромные переправы. В том же «Юрнале» тоже зафиксированы паромные переправы: «пеленговали острова... оконечность с которой переезжают на пароме...». На планах Гатчины павловского времени можно увидеть несколько паромных переправ, например, с Пихтового на Березовый, между двумя островами Длинного острова, за Карпиным мостом по дороге к Адмиралтейским воротам.

Строительством каменных пристаней для переправ руководил каменных дел мастер Кирьян Пластинин, который участвовал в возведении многих сооружений в парке и городе. «1793 года октября 28 дня явясь в Гатчинской конторе сант петербургской купец Герасим балин и государственной крестьянин Кирьян Пластинин объявили, что они в знак оказанной от всемилостивейшаго государя пресветлейшаго великаго князя к ним наивеличайших щедрот, ни зная чем долг свой подданнической благодарности воздать его императорскому высочеству естли угодно будет, оной конторе обещаются назначенное построение в Гатчинском саду двух каменных пристаней из собственных их материалов и рабочими людми не требуя от конторы денег исправить. Исие сочесть знаком нашей нижайшей благодарности..» (документ дан с орфографией XVIII века).

Белое озеро в гатчинском парке. Кушелевский альбом
Белое озеро
Белое озеро в гатчинском парке. Кушелевский альбом
Белое озеро

В последующие годы в парке продолжали сооружать паромные переправы, а в XIX веке их уже реставрировали, при этом сохраняя прежний облик, о чем свидетельствуют архивные документы: «Выстроены в дворцовом саду паромные пристани в том же самом виде, как они были раньше, но камень весь заменен новым из Черницких ломок».

Паромные переправы с каменными пристанями сохранялись в парке вплоть до 1941 года. Так, в 1938 году архитектором М. Красовским были выполнены обмеры одной из паромных переправ. Хотя на чертежах не указано местоположение данной переправы, но, скорее всего, она находилась по дороге, ведущей от Адмиралтейских ворот до Карпина моста, остатки которой и сегодня сохранились. В 90-е годы ХХ века на месте этой переправы был построен пешеходный мост. Сегодня мостик стал любимым местом кормления уток и чаек, а ребятишки еще любят покрутить металлические блоки от бывшей паромной переправы.

Пристань на Белом озере в гатчинском парке. Фото Галины Пунтусовой
Пристань на Белом озере
Пристань на Белом озере в гатчинском парке. Фото Галины Пунтусовой
пристань на Белом озере

Во время Великой Отечественной войны паромные переправы были частично разрушены, однако их попытались восстановить в середине ХХ века. Например, в 1952 года была восстановлена переправа с Пихтового острова на Березовый. Гатчинцы, которые постарше, могут ее помнить. Это было увлекательное развлечение, где был и свой «седой паромщик». Острова в гатчинском парке, конечно, лучшее место для встреч и свиданий, и как поется в известной песне:
	«Разлук так много на земле 
	И разных судеб
	Надежду дарит на заре
	Паромщик людям
	То берег левый нужен им,
	То берег правый,
	Влюбленных много, он один -
	У переправы.» 
В настоящее время сохранились только остатки в виде плит частично в воде пристаней от бывших переправ на Пихтовом, на Березовом, на Длинном островах и как часть переходного моста по дороге от дворца к Адмиралтейским воротам.

И в конце хочется сообщить, что в планах Гатчинского дворца-музея значится - восстановить паромные переправы в парке. Уже сейчас посетители парка с удовольствием катаются на лодках по Белому озеру в сопровождении экскурсовода. Парк «раскрывается» им с водной глади, и звучит новая мелодия для «музыки глаз», та, которую тоже хотели донести до нас мастера прошлого.
	Струится время без конца у тихой рощи
	Но нас с тобой соединить
	Паром не в силах.
	Нам никогда не повторить
	Того, что было.
Будем надеяться, что в нашей любимой Гатчине все хорошее может повториться.

В. Федорова



Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»