Реставрация личных покоев Николая I


Государственный музей-заповедник «Гатчина» в конце мая 2018 года планирует открытие восстановленных исторических интерьеров середины XIX века: комнат императора Николая I в Арсенальном каре.

Реставрация личных покоев Николая I в Гатчинском дворце
Реставрация личных покоев Николая I
Военный кабинет Николая I в Арсенальном каре Гатчинского дворца. Акварель Э.П. Гау
Военный кабинет Николая I. Акварель Э.П. Гау

Император Николай I вступил на престол в 1825 году, а Гатчину получил в собственность в 1828 году по духовному завещанию матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны: «Гатчинский дворец с угодьями и живущими в оных тысячью тремя стами восьмидесятью крестьянами оставляю в вечное владение сыну моему императору Николаю и его потомству мужского пола, сделав временное завещание в пользу старшего в его роде, т.е. в пользу будущего наследника его...»

Лестница в личных покоях Николая I в Арсенальном каре
Лестница в личных покоях Николая I
К тому времени в Гатчинском дворце не хватало помещений для размещения разросшейся царской семьи, многочисленной свиты и слуг, и поэтому в 1844 году Николай I подписал указ о перестройке дворца. Значительной реконструкции подверглись боковые каре: Кухонное и Арсенальное. Они были надстроены выше на один этаж.

Перестройкой дворца руководил талантливый русский архитектор Роман Иванович Кузьмин. В результате Кухонное каре в основном было предназначено для хозяйственных нужд, а Арсенальное стало «дворцом во дворце», в котором насчитывалось более 200 помещений. Причем комнаты были разного назначения и оформления.

О том, как они выглядели, иллюстрирует замечательная серия акварелей художника-перспективиста Эдуарда Гау, выполненная во 2-й половине XIX века. Для настоящего и будущего Гатчинского дворца-музея - это бесценный документ.

В этот раз для реставрации тоже были использованы как акварели художника, так и довоенные фотографии дворца, а также архивные документы разных лет.

Апартаменты императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны находились на первом этаже. Комнаты, оформленные в изящном стиле « 2-го рококо», выходили окнами на Голландские сады, а из коридора в виде Готической галереи был выход во внутренний двор. Второй выход с крыльцом был устроен в Собственный садик.

Приемная Николая I в Арсенальном каре Гатчинского дворца
Приемная Николая I
В настоящее время восстанавливаются апартаменты только императора Николая I общей площадью до 250 кв. м. В них вошли Большой военный кабинет, Приемная, Камердинерская, Малый угловой кабинет, Передняя, Темный коридор, Винтовая лестница.

Несмотря на то, что помещения значительно пострадали в результате пожара во время Великой Отечественной войны и непрофильного использования после войны, их объемы и основные конструктивные особенности сохранились.

Сейчас уже закончены работы по воссозданию лепного декора стен, потолков, воссозданы мраморные камины и кирпичные печи, подобраны образцы обоев для оклейки стен, установлена на историческое место чугунная лестница.

В отличие от комнат супруги кабинеты императора отличались строгостью убранства.

Император Павел I со свитой. И.Б. Лампи-младший
Император Павел I со свитой. И.Б. Лампи-младший
На стенах были развешены живописные и графические изображения и таблицы на военные сюжеты, скомпонованные в симметричные квадраты или прямоугольники, стояла мебель красного дерева с кожаными сиденьями в стиле «николаевского» ампира.

Часть убранства помещений сохранилась и вернется на свои исторические места, например, в Большой военный кабинет живописное полотно большого размера кисти И.Б. Лампи-младшего «Портрет Павла I со свитой», на котором изображен выезд императора в окружении сыновей Александра и Константина, А.В. Суворова и придворных.

В Камердинерской наиболее интересны фарфоровые вазы с росписью сцен из спектакля, который был поставлен в Берлине в 1821 году по поэме Т. Мура «Лалла Рук». Главные роли царевича Алириса и индийской принцессы Лаллы Рук исполняли великий князь Николай Павлович и его супруга.

А вместо утраченных предметов будут подобраны аналогичные.

С открытием этих помещений можно будет познакомиться еще с одной страницей в богатой истории Гатчинского дворца.
В.В. Федорова

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»