О первых экипажах бомбардировщиков "Илья Муромец"

Значение гатчинской Военной Авиационной школы в истории отечественной авиации более значительна, чем просто подготовка военных лётчиков. В августе 1914 г. началась первая мировая война, которая в России (до 1917 г.) получила название Второй Отечественной. Гатчинская авиационная школа стала основой для формирования первых экипажей для российских бомбардировщиков "Илья Муромец".

штабс-капитан Б.Н. Фирсов
Б.Н. Фирсов
Г.Г.Горшков
Г.Г. Горшков

Первый в мире четырехмоторный аэроплан "Илья Муромец" был создан выдающимся российским авиаконструктором И.И. Сикорским в 1913 году. В 1913-1914 гг. на нём были установлены мировые рекорды по высотности, грузоподъемности и дальности. В честь последнего рекорда, установленного на обратном пути во время перелёта Санкт-Петербург - Киев - Санкт-Петербург аэроплан получил название "Илья Муромец Киевский".

Военное Ведомство купило этот аэроплан у Сикорского и стало использовать его в качестве учебного на аэродроме 11-ой авиационной роты (Корпусной аэродром в Санкт-Петербурге). С началом Первой мировой войны Авиационный Отдел Офицерской Воздухоплавательной Школы был переформирован в гатчинскую Военную Авиационную Школу (Приказ № 463 по Военному Ведомству и приказ № 163 по Офицерской Воздухоплавательной Школе). Также в августе 1914 г. Военное Ведомство заказало строительство четырёх аэропланов "Илья Муромец" авиационному отделению Русско-Балтийского вагонного завода в Петрограде, которое возглавлял М.В. Шидловский. Всего за 1914-1917 гг. было заказано 42 аэроплана "Илья Муромец".

поручик И.С. Башко
И.С. Башко
Приказом № 2 от 4 (19) августа 1914 года по гатчинской Военной Авиационной школе объявлялось о формировании четырёх экипажей аэропланов "Илья Муромец", о назначении командиров этих аэропланов и об обучении полетам на аэроплане "Илья Муромец Киевский" под руководством Г.Г.Горшкова. Был утвержден штат отряда аэроплана "Илья Муромец" - 4 офицера (командир, его помощник, артиллерийский офицер и младший офицер), 1 военный чиновник и 40 нижних чинов (мотористы, механики, шофера и др.). На бомбардировщике планировалось установить 37-ми мм пушку и 2 пулемета “Максим”.

поручик из запаса артиллерии Г.В. Алехнович
Г.В. Алехнович
Командир воздушного корабля назначался из преподавателей и инструкторов постоянного состава школы, его помощник - из лучших выпускников 1914 г.; нижние чины также проходили обучение в гатчинской школе. Артиллерийский офицер не был лётчиком и прибывал в школу из действующей армии на формирование отряда. В сентябре вышел приказ о формирование ещё трёх экипажей.

Из воспоминаний Сергея Никольского: “Грянула война. “Муромцы” решено послать на фронт, и для этого помощника начальника гатчинской авиационной школы и трёх инструкторов назначают командирами на строящиеся “Муромцы”, а четырёх закончивших школу учеников - помощниками командиров. Я попадаю помощником на “2-й”. Первый “Муромец”, летавший в Киев, назначен учебным. Мы все прикомандированы на Корпусной аэродром, где собирают корабли, отправляющиеся на фронт. Там обучаемся полётам на “Илье”… У него же: “Идти на “Муромцы” - предложение лестное: из скольких предложили тебе, значит, считают достойным. Решено - иду! На аэродроме (в Гатчине) подходит Панкратьев, говорит о “Муромцах” и предлагает быть у него помощником. Номер “Муромца” - второй, у Руднева - первый”.

И ещё: “Формируем отряд. Он так и назывался - Отряд аэроплана “Илья Муромец” номер два. Нас - четыре офицера, один механик и сорок человек солдат, все специалисты: мотористы, пулемётчик, слесаря, столяры, шофёры, фотографы. Я вытащил из 3-го Лейб-гвардии Стрелкового полка артиллерийским офицером к нам поручика Звонникова (позднее - награждён Георгиевским оружием и орденом св. Георгия IV ст.). Заведующий хозяйством и базой - поручик Колянковский (позднее - национальный герой Парагвая), механик - вольнонаёмный Н.Кулешов, старшие мотористы из Гатчинской школы - Ушаков, Чучелов и Кениг, фельдфебель Дудкин и прочая команда. Получены четыре легковых и три грузовых автомобиля. Всё готово, за исключением аппарата“.

Самолет Илья Муромец
Самолет "Илья Муромец"
“24 сентября все моторы заработали отлично, я подвязал сзади ещё большой русский флаг. И в 9 ч. 10 мин. утра мы покинули холодный Петроград… Имеем лёгкий попутный ветер и постепенно набираем высоту. За Пулковым я сажусь за штурвал. Управляется великолепно, никуда не валится. Подходим к Гатчине, вон и аэродром; за нами вылетел “Моран”. Управляющий им А.А. Казаков (будущий лучший российский истребитель) долго гнался за нами, обошёл кругом и улетел”.

После завершения формирований экипажей в Гатчине, они направлялись в действующую армию, иногда в приказе значилось - на театр военных действий. Так, экипаж “Ильи Муромца-I” - с 31 августа, второго - с 24 сентября, третьего - с 12 декабря и т.д.

Под руководством Сикорского заместитель начальника школы штабс-капитан Г.Г. Горшков первым освоил полёты на “Илье Муромце”. Горшков также занимался подбором кадров и дальнейшей их лётной подготовкой (4-5 полётов).

Приказом по Главному управлению авиации были утверждены экипажи семи воздушных кораблей:
  • “Илья Муромец I”: командир штабс-капитан Е.В. Руднев, помощник командира штабс-капитан Ильинский (выпускник 1914).
  • “Илья Муромец II”: командир поручик А.В. Панкратьев, помощник командира гвардии штабс-капитан С.Н. Никольский (выпускник 1914), артиллерийский офицер - лейб-гвардии 3 стрелкового Его Величества Полка поручик Звонников.
  • “Илья Муромец III”: командир 2-й Воздухоплавательной роты штабс-капитан В.М. Бродович, помощник командира 35-ой Артиллерийской бригады поручик М.П. Спасов (выпускник 1914). Командир аэроплана “Илья Муромец III” штабс-капитан Бродович вернулся в школу 18 июля 1915г. Вместо него командиром назначен инструктор школы поручик Д.А. Озерский.
  • “Илья Муромец IV”: поручик С.К Модрах, помощник командира поручик Политковский, 2-й пилот поручик Я.Н. Шаров (выпускник 1913 г., с июня 1915 г. - командир корабля). Позднее состав экипажа неоднократно менялся. В разное время командирами были инструкторы гатчинской школы штабс-капитан Б.Н. Фирсов и штабс-капитан Дацкевич, в числе помощников командира и членов экипажа были выпускники гатчинской школы: 9-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады поручик Г.Г.Бойе, поручик Гагуа, поручик Смирнов.
  • “Илья Муромец V”: командир поручик из запаса артиллерии Г.В. Алехнович, помощник командира 33 пехотного Елецкого полка поручик А.М. Констенчик. Убыл в действующую армию 10 декабря 1914г.
  • “Илья Муромец VI”: командир капитан С.Н. Головин, помощник командира поручик М.В. Смирнов.
  • “Илья Муромец VII” ("Илья Муромец Киевский"): командир штабс-капитан Г.Г. Горшков, помощник командира (приказ № 72 от 9.12.1914 г.) поручик И.С. Башко (с 28 мая 1915г. - командир корабля). В конце 1914мг. после списания учебного “Илья Муромец Киевский”, чтобы сохранить славное имя в истории отечественной авиации, “Илья Муромец VII” был переименован в “Киевский”.
Самолет Илья Муромец III № 137. Корпусной аэродром. Осень 1914
"Илья Муромец III" № 137. Корпусной аэродром. Осень 1914

10 декабря 1914 г. был издан приказ о формировании Управления Эскадрой Воздушных Кораблей и назначении начальником Управления генерал-майора М.В. Шидловского. Фактически этим приказом российская авиация делилась на тяжелую и легкую. В УЭВК по штату полагалось иметь на вооружении 10 боевых и 2 учебных корабля. В Яблонну (под Варшавой) из первых семи “Муромцев” прибыли пять, кроме I-го и II-го. В последующие годы “Муромцы” постоянно усовершенствовались и модифицировались, количество их увеличивалось. При наличии учебных “Муромцев” в составе Эскадры инструкторы и выпускники гатчинской авиационной школы были уже не единственными, кто пополнял командные кадры “Муромцев”. И всё же необходимо отметить ещё несколько гатчинских военных лётчиков, воевавших в составе Эскадры Воздушных Кораблей: Д.А. Озерский (погиб 02.11.1915 г. при аварии “Ильи Муромца III”), штабс-капитан В.А. Соловьёв (командир “Илья Муромец XIII”), поручик Д.Д. Мокшеев (“Илья Муромец XVI”, 1916), ротмистр А.В. Середницкий (“Илья Муромец XVIII”, 1916), П.М. Иванов (“Илья Муромец IV”), 102 пехотного Вятского полка подпоручик Брянцев (1915), л.-гв. Гренадёрского запасного батальона подпоручик Г.В.Грек (1915). Периодически и нижние чины, прошедшие обучение в гатчинской школе пополняли обслуживающий персонал Эскадры. Например, приказом № 177 от 29.05.1915 г.по гатчинской ВАШ в распоряжение Начальника Эскадры Воздушных кораблей был отправлен 241 нижний чин. В первые месяцы становления Эскадры в Яблоне зимой 1914-15 гг. Сикорский принимал непосредственное участие в обучении полётам экипажей, испытании прибывших бомбардировщиков и установке на них штатного вооружения. Боевой путь Эскадры подробно описан в литературе, посвящённой российской авиации в годы Первой мировой войне.

Илья Муромец

Георгиевскими кавалерами на “Муромцах” стали - Панкратьев (4 ст., приказ от 05.05.1917 г.), Спасов (Георгиевское оружие, приказ от 24.01.1917 г., с апреля 1917г. - командир “Ильи Муромца XXVI”), Шаров (Георгиевское оружие, приказ от 21.11.1917 г.), Констенчик (4 ст., приказ от 11.04.1917 г.), Смирнов (Георгиевское оружие, приказ от 08.07.1915 г.), Горшков (Георгиевское оружие от 07.11.1915 г.), Башко (4 ст., приказ от 08.07.1915; Георгиевское оружие, приказ от 26.04.1917 г.), Наумов (4 ст., приказ от 08.07.1915 г. и Георгиевское оружие, приказ от 26.04.1917 г.), Озерский (Георгиевское оружие, приказ от 24.01.1917г. и 4 ст., приказ от 07.02.1917), Бойе (Георгиевское оружие, приказ от 26.041917 г.).

Модрах отличился на “Муромце” в 1915 г. и был награждён Георгиевским оружием (приказ 24.01.1917 г.), а как лётчик-истребитель стал кавалером ордена св. Георгия 4 ст. (приказ от 31.10.1917 г.). В истребительной авиации также отличился и Руднев (Георгиевское оружие, приказ от 24.01.1917 г.).

Перед учебным Киевским № 128 стоят: поручик Б.Н.Фирсов, капитан Г.Г. Горшков. Корпусной аэродром. Октябрь 1914
Перед учебным "Киевским" № 128 стоят: поручик Б.Н.Фирсов,
капитан Г.Г. Горшков. Корпусной аэродром. Октябрь 1914
Илья Муромец II № 160 тип В, один из первых тупоносых. Справа налево: Колянковский, Никольской, Панкратьев. Яблонна, май 1915
"Илья Муромец II" № 160 тип В, один из первых "тупоносых".
Колянковский, Никольской, Панкратьев. Яблонна, май 1915

Исполняющий должность (и.д.) командира “Ильи Муромца XVI” Мокшеев был награждён орденом св. Георгия 4ст. посмертно (приказ от 25.03.1917). “Илья Муромец XVI” - единственный “Муромец”, сбитый немцами. О подвиге экипажа бомбардировщика «Илья Муромец XVI”, совершенном 12 (25) сентября 1916 года у местечка Боруны, писала вся общероссийская пресса: “Наш самолет один дрался с 4 немецкими истребителями, из которых сбил 3, а затем сам погиб. Офицеры экипажа были посмертно награждены орденом Святого Георгия IV степени”.

В этом году в Российской Федерации будут отмечать 100-летие Первой мировой войны, и этому событию будет посвящено много различных статей и конференций. Но есть желание напомнить о значении гатчинской авиационной школы в эти героические годы российской истории.

Я.Б.Януш
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»