Гатчинская дорога

Мозинские ворота - парадный въезд в орловскую Гатчину
Парадный въезд в орловскую Гатчину
Название «Гатчинская дорога» сейчас уже почти никому не известно, так как и сама магистраль давно не существует. Она начиналась у Гатчинских (Орловских) ворот Царского Села и прямой линией уходила в Гатчину. Сохранились только два ее начальных отрезка: в городе Пушкине от Гатчинских ворот до Пушкинского военного аэродрома (Гатчинское шоссе) и в Гатчине от Ингербургских ворот до поворота на Павловск (последний участок проспекта 25-го Октября и начало Павловского шоссе).

В XVIII и начале XIX века Гатчинская дорога играла очень важную роль. Киевского шоссе тогда еще не было, и в Гатчину из Петербурга можно было проехать двумя путями: через Красное Село по ныне существующему Красносельскому шоссе и более коротким и прямым через Царское Село по Гатчинской дороге. Не случайно во всех географо-исторических изданиях XVIII - начала XIX века указывалось прямое расстояние до Гатчины не только от С.-Петербурга, но и от Царского Села.

Сведений о времени появления этого пути мы не знаем. 2 мая 1768 года Камер-фурьерский журнал, официальный дневник придворной жизни, отметил, что Екатерина II с великим князем Павлом Петровичем из Царского Села «соизволили шествовать для прогуливания по дороге, вновь делаемой к мызе Гатчиной, до 2-х верст». Это самое раннее из известных нам упоминаний дороги, но как видно, она делалась «вновь» или, говоря современным языком, реконструировалась и благоустраивалась.

Работы растянулись на десять лет и были завершены к концу 1770-х годов. За это время магистраль выровняли, ее высокие места срыли, а низкие подсыпали. На всем своем протяжении она была шоссирована (засыпана мелким камнем, песком и утрамбована). В отдельных местах под дорогой проложили пять «проточных труб», а через крупные водоемы построили два моста. Один из них, трехарочный, с облицовкой из гранита, перекрыл русло реки Ижоры. Он был взорван во время Великой Отечественной войны и впоследствии заменен обычным железобетонным. Где устроили второй мост, не известно. В конце XVIII века, при императоре Павле, на всем протяжении магистрали установили каменные верстовые столбы, из которых сохранились всего три: два в пределах Гатчины и один на пути к Мозинским воротам.


Верстовой столб
у Адмиралтейских ворот

Верстовой столб
напротив Кирхи

Верстовой столб
на выезде из Гатчины

Реконструкция дороги при Екатерине II была вызвана ее изменившимся статусом, так как из пути в далекую Гатчинскую мызу после 1766 года она превратилась в парадную магистраль в усадьбу Григория Орлова. Ее значение было подчеркнуто в 1771 году установкой в ее начале деревянной триумфальной арки в честь фаворита императрицы, усмирившего чумной бунт в Москве. Позднее арку заменили ныне существующими Гатчинскими (Орловскими) воротами. К началу 1780-х годов триумфальная арка появилась и при въезде на территорию гатчинских владений Орлова. Это Мозинские ворота. Интересно, что поставлены они почти на том месте, где 23-го мая 1777 года Орлов встречал императрицу, ехавшую к нему из Царского Села с визитом. Камер-фурьерский журнал отметил в тот день, что Екатерина II со свитой при проезде на мызу Гатчину, «не доезжая оной версты 4, встречены Его Сиятельством Князем Григорием Григорьевичем Орловым».


Дорога, по которой Екатерина II
ездила в гости к Орлову
Камер-фурьерский журнал сообщает, что Гатчинская дорога была одним из мест прогулок императрицы, жившей летом в Царском Селе. По обновленной магистрали она вместе с придворными нередко совершала увеселительные поездки. Так, 8 мая 1770-го года она выезжала на расстояние до семи верст «для стреляния птиц». Сейчас место этой охоты занимает Пушкинский аэродром. В 1773 году, 3-го июня, «Ее Императорское Величество соизволила со всеми персонами для гуляния шествовать пешком по Гатчинской дороге, и в недальнем расстоянии от дороги, в правую сторону, поставлена была ставка (шатер - А.С.), в которую прибыв, соизволила смотреть производившейся пушечной пальбы в мишень, куда и Его Высочество прибыть изволил; по сем возвратились пешком же ко Дворцу».

В 1780-х годах, когда Гатчиной владел уже великий князь Павел, в старую магистраль влилась новая, из села Павловского, другого великокняжеского владения. В наше время именно этот маршрут, между Гатчиной и Павловском, стал основным, и часть дороги стала называться Павловским шоссе.

Сейчас из Гатчины по бывшей теперь уже Гатчинской дороге можно доехать только до деревни Бугры. Далее начинается разбитое дорожное полотно со следами старинного мощения огромными булыжниками. Этот путь вплоть до Пушкинского аэродрома, длиной порядка восьми километров, можно проделать на велосипеде. Он по-своему интересен, так как благодаря своей заброшенности сохранил атмосферу старины.

А. Спащанский

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»