Усадьба в стиле «модерн»

«Цветут сирени... фиолетовые, белые, розовые... Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы. ...благоухает сирень, обещает весну и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве материнства...

Скромная черемуха перестает благоухать. И горький запах рябины стыдится перед пьянящим запахом сирени. Но - сирень. Тебя ждет большая неприятность - расцветет жасмин и своим запахом земляники и огурца заглушит твой царственный запах

Дом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины ПунтусовойДом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины Пунтусовой

.... запах цветов - это их душа, и что они чувствуют наше приближение на расстоянии, и что они живут для нашей радости, и счастья, и наслаждения», - писал в очерке «Сирень» А.И. Куприн, выезжая в Гатчину.

Из года в год на протяжении многих столетий люди стремятся на лоно природы, чтобы отдыхать от городской жизни, общаться с друзьями, наслаждаться свежим воздухом, а самое главное «творить». Город тесен для духа культуры. Люди строят усадьбы дачи - единственный уголок на земле, созданный по их замыслу, где им уютно и комфортно. Усадьба - это их мир, в котором соединяются традиции, искусство, скопленные веками. Здесь человек ощущает близость к природе, к ее естественной красоте, которая незаметна в городской жизни. Усадьба обладает необычным свойством обращать обыденные события в легенду, наполнять жизнь новым смыслом, положительными переживаниями, вдохновляет на творчество.

Дом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины ПунтусовойДом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины Пунтусовой

Чтобы понять личность - надо понять культурное пространство, в котором формировался внутренний мир творца, которое питало его мысли и чувства. Многие усадьбы строились традиционно и стандартно, но иногда встречаются и шедевры. Среди усадеб Гатчинского района привлекает внимание и поражает оригинальностью здание неподалеку от Варшавского вокзала.

В Гатчине, на улице Чехова (бывшая Ольгинская улица) стоит живописный особняк с черепичной крышей. Солидный возраст (100 лет), его архитектурный облик, эстетика фасадов, выполненных в стиле «модерн», придают ему неповторимое величие. Дом, принадлежавший талантливому художнику-карикатуристу Павлу Егоровичу Щербову, - творение Степана Самойловича Кричинского. С.С. Кричинский был достаточно известным архитектором начала XX в. Автор ряда крупных архитектурных объектов Санкт-Петербурга. В 1897 г. Степан Самойлович окончил институт гражданских инженеров в Петербурге, После этого он много путешествовал по Европе, где изучал особенности совре-менной западной архитектуры. В своем зодчестве он успел поработать в разных стилях: модерн, неоклассическом, так называемом «русском» стиле. У Кричинского было около 100 проектов зданий, например, проекты театра и мечети в Вильно, Политехнических институтов в Иркутске и Краснодаре, Военного и Окружного училища в Краснодаре, Коммерческих училищ в Любани и в Петербурге на территории Путиловского завода.

Дом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины ПунтусовойДом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины ПунтусовойДом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины Пунтусовой

Среди оригинальных работ С.С. Кричинского можно назвать дом художника П.Е. Щербова, построенный в 1910-1911 гг. Строительство продолжалось около года. 20 декабря 1911 г. дом был освящен и П.Е. Щербову, русскому потомственному дворянину, уроженцу и жителю Петербурга, было выдано свидетельство о праве жительства в доме на Ольгинской улице.

Дом не имеет прямых аналогов, поражает лаконизмом форм и простотой композиции. Он напоминает скандинавские коттеджи с амбразурными окнами, высоким выступом в виде закругленной башни, высокой черепичной кровле. Это наиболее смелый пример модерна в архитектуре.

Дом относится к усадебному типу и представляет собой ансамбль построек. Строения размещены в юго-восточной части участка и состоят из дома и флигеля, которые соединены воротами. Все усадебные постройки сложены из бетонных блоков, кирпича и булыжного камня, покрыты красной черепицей сложной конфигурации. Главное здание ансамбля состоит из одноэтажной части, обращенной на улицу Чехова (Ольгинскую), и двухэтажной, обращенной во двор. Чердак, оформленный в виде башни, выдающейся из стены дома, заканчивается медным колоколом. В углах дома - гранитные валуны.

Дом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины ПунтусовойДом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины Пунтусовой

На рубеже XIX-XX вв. возникает синтетический стиль модерн. В основе модерна лежит стремление обобщить мировой эстетический опыт, художественные течения и традиции. «Это понятие включало в себя гораздо большее, нежели просто художественное явление; он пытался внести искусство в повседневную жизнь. «Безумный» стиль замахнулся на переустройство старого мира, стремясь сделать его прекрасным, проникая во все сферы жизни и деятельности человека». Планировка и меблировка помещений исходят из основных принципов модерна - целесообразность, комфорт, удобство живущих там людей.

Для здания характерна свободная планировка, отдается предпочтение центрическому плану, когда помещения группируются вокруг какого-либо общего помещения, обычно занимающего высоту двух этажей. Ксения Александровна Куприна, бывавшая в доме Щербовых, вспоминала: «Большой холл был как бы сердцем дома. Возле камина - оружие, медного и кованого железа принадлежности. Посередине холла лежала шкура белого медведя...» В этой гостиной собирались друзья: Максим Горький. Федор Шаляпин, поэт-сатирик Саша Черный, художники Валентин Серов и Михаил Нестеров... Усадьба всегда была средоточием культурной жизни и объединяла творческих людей.

Дом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины ПунтусовойДом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины Пунтусовой

Оригинальный облик усадьбы очень точно отражает неординарность личности ее владельца. «... Бородатый чудак, смесь художника, дикаря и ребенка» - так охарактеризовал Корней Чуковский известнейшего русского карикатуриста конца XIX - начала XX в. Павла Егоровича Щербова. Действительно, этот талантливый художник, неординарный человек, был неисправимым романтиком, который реальную жизнь воспринимал по-своему, передавал нам ее через карикатуру. Глядя на окружающий мир, он воспринимал его не по-настоящему - он был уверен, что мир должен быть другим - добрым, отзывчивым, правильным, красочным, веселым... Павел Егорович видел этот мир и пытался его показать нам через свои произведения, через свое окружение. Дом, сад, внутренние интерьеры - продолжение своего хозяина, его воплощение в вещах, цветах, травах.

Дом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины Пунтусовой

Свободный участок земли, вытянутый с юга на север вдоль улицы Чехова (быв. Ольгинской) в виде трапеции, был засажен плодовыми и декоративными деревьями, разбит цветник, росли кусты сирени и жасмина. Две туи (туя — дерево скорби и печали) посажены самим П.Е. Щербовым в память о гибели двух сыновей в годы гражданской войны.

На протяжении многих лет Анастасия Давидовна Щербова - вдова художника - хлопотала об устройстве в усадьбе музея, но после ее ухода из жизни в 1952 году дом перешел в Горкомхоз. В бывшей усадьбе устроили 12 коммунальных квартир. Только спустя 40 лет заветное желание А.Д. Щербовой исполнилось - 10 апреля 1992 года в Гатчине, в доме № 4 по ул. Чехова (бывшей Ольгинской) состоялось открытие музея-усадьбы Павла Егоровича Щербова. В настоящее время - филиал Ленинградского Областного Государственного Учреждения Куль туры «Музейное агентство».

Наследование предполагает не просто использование, а бережное освоение исторических ценностей и включение их в современную культуру.

Дом художника-карикатуриста Павла Егоровича Щербова в Гатчине. Фото Галины Пунтусовой

В год 100-летия дома-усадьбы и 145-летия со дня рождения художника-карикатуриста П.Е. Щербова встал вопрос о дальнейшей судьбе памятника - усадьба стиля модерн уйдет от нас, как причудливая фантазия того далекого времени, или останется удивительной реальностью, поражающей своей оригинальностью и неповторимостью. Мы должны воссоздать дух усадьбы, ее творческую атмосферу, где все должно производить впечатление сказочного, фантастического, где дорожка не просто дорожка, а путь в неведомое, неизвестное. Усадьба должна стать особым миром, приглашающим «...посетителя очистить свой разум, освежить душу, умерить пыл, сбавить скорость, вдохновить па творчество».

Виктория Майкова, Любовь Куляхтина

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»