МАМА-камень

Мама-камень В начале XVII века, воспользовавшись смутой в России, шведы оккупировали почти всю Новгородскую землю: перед войсками Якоба Делагарди и Эверта Горна поочерёдно капитулировали Корела, Новгород, Копорье, Ям, Орешек, Гдов, древняя Ладога. Несколько лет хозяйничали захватчики в приневских землях, однако упорное сопротивление новгородцев неоднократным попыткам привести их к присяге новому шведскому королю Густаву II Адольфу заставило последнего отказаться от намерения удержать за собой обезлюдевшие земли. Король стал склоняться к мысли о необходимости завершить конфликт дипломатическим путём с получением максимальной выгоды для себя. В конце 1615 г., после прекращения военных действий, в дер. Дедерино между Осташковом и Старой Руссой съехались делегации Швеции и России для проведения мирных переговоров; посредниками выступали английские и голландские послы. Но вскоре из-за выявившихся глубоких разногласий переговоры были сорваны и возобновились лишь в сентябре 1616 г., по инициативе шведской стороны и при посредничестве лишь англичанина Джона Мерика,– на этот раз в деревне Столбово близ Тихвина.

После двух месяцев бурных дебатов они завершились и 27 февраля 1617 г. был подписан мирный трактат, получивший название Столбовского мира. По его условиям шведы возвращали Новгород и большую часть его земель, но сохраняли за собой Карельский перешеек и южное побережье Финского залива с крепостями Ям, Копорье, Орешек и Ивангород. Кроме того, русское правительство обязывалось выплатить контрибуцию в 20 тысяч рублей серебром; шведским купцам гарантировались торговые привилегии в России.

В договоре было записано, что с июня 1617 г. должна была начаться демаркация линии границы между Россией и Швецией. Однако на деле из-за неорганизованности и разногласий сторон этот процесс затянулся на годы: первая межевая запись с описанием южного рубежа Ингерманландии была сделана в марте 1618 года, окончательно линия границы была определена в 1621 году. Но случавшиеся впоследствии самовольные захваты пограничных земель (как со шведской, так и с русской сторон), умышленное уничтожение пограничных знаков и другие локальные конфликты потребовали подтверждения условий Столбовского договора, что и было сделано в 1649 году:

...А по которым местам с обе стороны межи учинены, и на тех местах грани кладены: с Царского Величества и Российского Государства стороны, деланы кресты, а в иных местах копаны ямы и насыпаны угольем, а на коих урочищах деланы грани и копаны ямы, и то все писано в сей записи, имянно...

Мама-камень При размежевании земель не только копали ямы, засыпая углём, и делали затёсы ("грани") на приметных деревьях – всё это, конечно, уже сгинуло в глубине веков. Существовали пограничные знаки ещё одного рода – попавшие на межу камни, на которых также высекали русский крест, шведскую корону (3 короны) и "пояс" – линию между ними, олицетворявшую границу.

По этим признакам можно было бы опознать пограничные камни, которых в межевой записи указано двенадцать. Но к сожалению, значительная часть валунов, притащенных в наши края ледником, состоит из т. н. гранита-рапакиви – "гнилого камня"; некоторые такие валуны настолько разрушились, что их можно разбирать руками. Разумеется, на таких камнях никаких символов не сохранилось; кроме того, большая часть камней лежит в глухих местах: посреди лесов и по краям болот – там на многие километры вокруг нет населённых пунктов и людей, которые могли бы помочь в поисках. Многие ориентиры, указанные в межевой записи, давно исчезли: поля и дороги заросли, а леса, наоборот, вырубили или расчистили под сельхозугодья. Многие камни при этом были сдвинуты с места и – возможно – перевёрнуты.

Всё же, одному из таких пограничных камней "повезло" больше других: народное предание сохранило его название – МАМА-камень, а точные топографические карты – его местоположение. Хронологически первым об этом камне в литературе упомянул в середине XIX века академик П.Кёппен (со ссылкой на своего информатора – кобринского пастора Ф.Берга). Он писал, что такие пограничные камни финские крестьяне называют valkea kivi –"белый камень", хотя цвет валунов – серый. В описании границы XVII века он назван Плоским: "...до Плосково камени до Мамы три версты..."; там сообщается, что он лежал на границе Суйдовского и Орлинского погостов. Затем в середине XX в. о нём писал гатчинский краевед А.Лбовский, упоминая о том, что по преданию, в районе Мама-камня происходила битва русских со шведами (действительно в том районе во время т. н. Малой (Первой) Северной войны 1656-58 гг. происходили локальные стычки). И что по данным фольклористов, именно здесь, на берегу лесной речки Ракитинки родилась народная песня "Под ракитою зеленой Русский раненый лежал".

Мама-камень В середине 1990-х годов сотрудники газеты "Гатчинская правда" предприняли с помощью местных лесников поиски этого камня; нашли, о чём и рассказали в своей газете. С тех пор там побывало множество людей, да вот незадача: если в XIX веке на камне ещё сохранялись крест и короны, то ныне, кроме нескольких зубчиков, напоминающих слово "МАМА", ничего не наблюдается. Что и подтвердила недавно группа петербургских исследователей, с 2002 года занимающихся (и весьма небезуспешно!) поисками описанных в межевой записи рубежных камней. На сегодняшний день группе в составе А.И.Резникова из Петербургского университета, Ольги Стёпочкиной, Николая Воробьёва и Сергея Малахова удалось посетить все упоминаемые в порубежной записи камни; по их словам, "однозначно идентифицированы как пограничные 4 камня, плюс к этому Мама-камень". Другие – лежат вроде бы на описанных местах, но символов на них нет – то ли стёрло время, то ли – забыли выбить в своё время; наконец, камень в окрестностях дер. Кемск пока не обнаружен, а камень у дер. Борисово на Оредеже при мелиорации полей в начале 1970-х был сброшен в реку.

Интересно, что в окрестностях с. Рождествено якобы сохранился т.н. "Папа-камень", о котором в начале 1990-х гг. рассказывала работавшая в набоковском музее ныне покойная А.П. Бирцева и который своими глазами видела рождественский библиотекарь Н. Моисеенкова. Но потом найти его не смогла...

По материалам Сергея Малахова www.sablino.ru/oblast/rubej.php и Дмитрия Рябова
Фото Галины Пунтусовой


Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»