Заметки о работах архитектора Н. Львова в Гатчине
Старая Гатчина. № 85. 6 мая 1925 года
Хоть взят он от земли
И в землю он пойдет,
Но в зданьях земляных
Он вечно проживет.

Державин о Львове
Кушелевский альбом. Вид на Каскад В рассказах Е.Н. Львовой (дочери архитектора), напечатанных в «Русской Старине» 1880 г. т. 28, содержится несколько любопытных подробностей о работе Львова над Приоратом. Приорат был внутри расписан al fresco. Еще в середине XIX века живопись была в хорошем виде. Сюжет росписи не указан [обследование Приоратского дворца, проведенное в 1980-х годах в связи с его реставрацией, не подтвердило существования росписей. Изначально внутренние стены Приората были покрыты особым видом штукатурки, «двойным штуком»].

В рассказе «Каскад в Гатчине» мы находим указание на то, что живописные руины у причудливой плотины с каскадом на речке Колпинке, невдалеке от «Фермы», были построены так же Львовым.

Приведем этот рассказ:

«Николай Александрович Львов, рожденный с необыкновенными дарованиями, имел еще ко всему этому дар употребить всякую ничтожную вещь в пользу и в украшение; поэтому вы можете судить, как он примечал все; однажды, гуляя с Обольяниновым по Гатчине, он заметил ключ, из которого вытекал ручеек самый прекрасный. — Из этого, сказал он Обольянинову, можно сделать прелесть, так природа тут хороша. — А что, отвечал Обольянинов, берешься, Николай Александрович, сделать что-нибудь прекрасное? — Берусь, сказал Н.А. Львов. — И так, отвечал Обольянинов, сделаем сюрприз Императору Павлу Петровичу. Я буду его в прогулках отвлекать от этого места, пока ты работать станешь.

На другой день Львов, нарисовав план, принялся тотчас за работу; он представил, что быстрый ручей разрушил древний храм, которого остатки, колонны, капители разметаны были по местам, а иные, вполовину разрушенные, еще существовали. Кончил, наконец, Н.А. Львов работу, привозит Обольянинова ее посмотреть; он в восхищении его целует, благодарит. — Еду сейчас за Государем, сказал он, и привезу его сюда, а ты, Николай Александрович, спрячься за эти кусты, я тебя вызову.

И в самом деле, как это был час прогулки Государя, он через несколько времени верхом со свитою своею приезжает, сходит с лошади, в восхищении хвалит все. Обольянинов к нему подходит, говорит что-то на ухо; Государь его обнимает, еще благодарит, садится на лошадь и уезжает; а Львов так и остался за кустом, и никогда не имел духа обличить Обольянинова перед Государем».


В «Кушелевском альбоме» акварель А. Сергеева изображает во всей романтической прелести замысел Львова.

Львовский альбом В настоящее время колонны «Руины» лежат, полузасыпанные землей, лестницы на левом берегу Колпинки не осталось и следа [Акварель из «Кушелевского альбома» представляет проектное предложение, измененное при осуществлении. Так, не была сооружена лестница на левом берегу речки, а колонны установили на парапете колодца. В настоящее время каскад в своем первоначальном виде не существует. Сохранился колодец, основания аркады каскада и мраморные колонны, засыпанные землей].

Работы над «Руиной» относятся, вероятно, к 1797 году. По счетам Гатчинского Дворцового Правления за тот год в июле уплачивается крестьянину Букину (Букконе?) за произведенное им в Сильвии у каскада работу 200 рублей к прежде выданным 50 р. Мария Федоровна 23 августа 1799 года писала Нелидовой: «Гатчина стала много красивее, часть около каскада сделалась очаровательной. Она составляет теперь часть Сильвии и очень ее красит. Затем действительно прекрасным стало Черное озеро, в конце которого Император приказал построить нечто вроде Приората во вкусе старых замков, встречающихся в Швейцарии. Он служит фоном картины».

Среди чертежей архитектурного архива Гатчинского дворца-музея находятся два (№ 211 и 212), изображающие мавзолей или погреб в виде пирамиды с двухэтажным подземельем. На одном чертеже пометка: «С подлинного копировал коллежский регистратор Юрин» [В настоящее время в собрании ГМЗ «Гатчина» хранится чертеж под № 212, современный номер ГДМ-61-XII. На листе помещены планы, фасад и разрез «мавзолея». Лист не подписан и авторство проекта установить невозможно]. То же сооружение мы находим в книге архитектурных чертежей de Nefforge, принадлежавшей Львову и содержащей между гравированными таблицами листы с оригинальными набросками владельца книги. Рисунок мавзолея помечен: «Черенчицы 1789 г.». Предполагалось, вероятно, повторить это сооружение для Гатчины.

В. М[акаров].

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»