«Львовский альбом»
из собрания Гатчинского дворца
С.А. Астаховская
В собрании графики музея-заповедника Гатчина хранится, так называемый, «Львовский альбом». Альбом, составленный из отдельных листов гравированных проектов архитектурных сооружений, садов и предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных французскими мастерами J. С. De la Fosse (или J. С. Delafosse, J. Ch. Delafosse или же J. Charle Delafosse), Neufforge (Deneufforge или Denefforge), Bousher, Panseron и De Puiseux. В состав альбома входит 114 гравюр резцом на металле и 57 вкладных листов. На большей части вкладных листов, как и на оборотных сторонах некоторых гравюр, находятся рисунки и автографы Николая Александровича Львова. Всего в альбоме 98 страниц, содержащих рисунки, надписи и пометки, которые, с большой долей вероятности сделаны Н. А. Львовым лично. Именно поэтому альбом был введен в научный оборот как «Гатчинский альбом Львова».

К сожалению, об истории альбома известно совсем немного. Из старых инвентарных номеров следует, что альбом находился в Гатчинском дворце с 1920-х годов. Но в статье о погребе-пирамиде, написанной в 1927 году, В.К. Макаров упоминает о книге архитектурных чертежей de Neufforge, принадлежавшей Львову, из собрания архитектора Харламова, хранящейся в библиотеке Гатчинского дворца-музея. Леонид Михайлович Харламов (1870 — после 1918), архитектор, окончил Институт гражданских инженеров в 1894 году, работал в Петербурге, Псковской губернии, много строил в г. Гатчине. С 1902 по 1917 год — архитектор Гатчинского дворцового управления. Фонд чертежей ГМЗ «Гатчина» располагает большим количеством проектных чертежей Л.М. Харламова, выполненных для частных лиц и для муниципальных организаций. В Отделе рукописей Государственного Эрмитажа хранится дело о выдаче охранной грамоты на предметы, принадлежащие художнику-скульптору Михаилу Васильевичу Харламову, отцу Л.М. Харламова. Документов о передаче «Львовского альбома» в Гатчинский дворец найти не удалось, также как пока не удалось установить, каким образом альбом попал к Харламову. Но можно предположить, что «Львовский альбом» поступил в музей в составе архива архитектора, наряду с другими документами.

В 1941 году альбом был эвакуирован и до 1950 года находился в Центральном хранилище музейных фондов, в Гатчинский дворец он вернулся только в 1986 году. Незначительная часть рисунков была опубликована в различных изданиях, посвященных творчеству Н.А. Львова. Но многие из них так и остаются неатрибутированными и неизвестными специалистам и исследователям творчества архитектора.

Как уже отмечалось, в альбоме содержится 114 гравированных листов, из них: 66 разрозненных листов из 11 тетрадей, Jean Francois de Neufforge (Гравюры 1756-1776 года издания). На 11 листах с планами нанесены карандашные пометки. Поправки касаются размера и конфигурации помещений, изменение объемов, изменение числа и местоположения дверных и оконных проемов, изменения назначения помещений. 4 собранные по порядку тетради на первом листе имеют «владельческий» автограф — «Николая Львова».
  • 9 разрозненных листов из двух тетрадей Bousher. На трех листах сохранились «следы» творческой работы: акварельные «отмывки», карандашные надписи.
  • 30 разрозненных листов из 8 тетрадей J. Charle Delafosse (1640-1716).
  • 4 листа из одной тетради Jean-Baptiste De Puiseux (1679-1776).
  • 5 разрозненных листов из двух тетрадей Pierre Panseron, 2 из них из серии Recueil de jardins anglais et chinouis (Paris, 1783), самые «поздние» в рассматриваемом альбоме.
Даты в альбоме встречаются 22 раза под рисунками и надписями. Самая ранняя дата — 1787 нояб: 3, на листе с зарисовкой дома П.Л. Вельяминова.

Далее следует 5 пометок от 1788 года. К 1789 году относится 9 пометок. С конца ноября 1789 до конца августа 1791 года пометок нет, причем к 1791 году относится только одна дата: 1791 августа 29. До апреля 1792 года снова никаких пометок. 1792 год — две пометки.

Следующая дата относится только к 1802 году: 1802 года ... 15 марта. С перечислением работ, которые необходимо сделать. И последняя дата неопределенная, скорее всего 1803 года (последняя цифра исправлена), года смерти Н.А. Львова.

Как видно по датам, все они относятся ко времени наибольшего творческого подъема Николая Александровича, который увлеченно строил, занимался научными разработками и изысканиями в это время.

Рисунки Львовского альбома можно условно разделить на несколько групп: это — проекты построек для усадьбы Никольское-Черенчицы, проекты сельских домов, проекты парковых сооружений и мостов, проекты храмов и особняков, механизмы и бытовые предметы, просто рисунки. Некоторые из зарисовок представляют собой «графические размышления» художника над определенными сооружениями или детальные разработки каких-либо механизмов. В настоящей статье вниманию читателей предлагается обзор некоторых рисунков, которые можно атрибутировать с большой долей вероятности.

Постройки для усадьбы Никольское-Черенчицы
Усадебный дом в Никольском
Работа над собственным домом в родовом имении нашла отражение только в двух небольших набросках: на л. 114 об.г. часть плана (левое крыло и центральный корпус усадебного дома). На форзаце задней крышки переплета набросок плана усадебного дома в Никольском. Как предполагают исследователи творчества Львова, первоначально дом имел кубовидный объем, а два симметричных флигеля были пристроены к зданию позже, для того чтобы расширить жилую часть.

Львовский альбом Дом П.Л. Вельяминова в Никольском
На территории своего имения в Никольском Н. Львов устроил небольшой усадебный комплекс для своего друга П.Л. Вельяминова: «жилой дом на Петровой горе был задуман двухэтажным и имел свободную внутреннюю планировку. Перед спальней и кабинетом была обширная, полуовальная, обращенная на юг, терраса. С балкона и из окон зала торцового фасада, являвшегося главным, открывался вид на пруды, парк и на всю усадьбу. Дом имел самостоятельные служебные постройки, вплоть до конюшни на несколько лошадей...». Натурные обследования остатков построек показало, что они были землебитными. По мнению исследователей, постройки на Петровой горе возводились в 80-90-е годы XVIII века.

«Усадьбе» Вельяминова в альбоме посвящены зарисовки на трех листах: л. 98 вид дома П. Л. Вельяминова в Никольском-Черенчицах. Над рисунком надпись: «Дом Петра Лукича Вельяминова над кузницею на горе Петровой близ Ерусалима». А также на л. 7 об., и л. 8 об., где имеется и дата 1792 год.

Погреб-пирамида в Никольском
Погребу-пирамиде также уделено большое внимание, на трех листах альбома встречаются рисунки, прямо или косвенно относящиеся к его устройству. «...Снаружи погреб представляет собой равностороннюю пирамиду со входом-лоджией со стороны дома. Внутри погреб состоит из двух круглых в плане перекрытых куполом помещений: подземного с углублением для льда и холодильного, расположенного на уровне земли с верхней осветителъно-вентиляционной ксшерой, также перекрытой куполком. Четыре небольших проема в стенах камеры создавали сквозное проветривание...». Но известно также, что подобные сооружения Львов возводил и в других усадьбах, например, в Митино.

На л. II представлено устройство погреба в разрезе (в более крупном и более мелком масштабе), на л. 35 изображен разрез и фасад погреба-пирамиды в Никольском-Черенчицах, а также план верхнего яруса. Под рисунком у правого края листа надпись: «1789 сентября 27е Черенчицы». На л. 123 представлены два варианта проекта росписи круглого плафона погреба-пирамиды.

Павильон над колодцем
На двух листах альбома встречаются эскизные проекты небольшого сооружения, которое можно атрибутировать как павильон над колодцем в усадьбе Никольское-Черенчицы. Павильон аналогичен сооружению, изображенному на первом плане виньетки к стихотворению «Память другу» из собрания сочинений Г.Р. Державина, изображающей усадьбу Никольское (рисунок И.А. Иванова). На рисунке изображена небольшая водоподъемная машина, с конструкциями которых Львов познакомился, столкнувшись с проблемой водоотлива при добыче бурого угля, и применил одну из машин в своей усадьбе.

Арочные мостики
«Длинный и узкий пруд, так называемый Балхон, живописно изгибался перед домом. Один его конец завершался павильоном «храмиком», шестиколонный дорический портик которого был обращен к воде, а противоположный глухой торец — к дороге (зимнику), служившей восточной границей парка. В основании портика, под арочным мостом грота брал начало водовод, при помощи которого вода из верхнего пруда поступала на скотный двор». Несколько карандашных набросков на трех листах альбома возможно являются эскизами этого сооружения. Так на л. 151 об.|9 в верхней части — наброски фасада каменного арочного моста с классическим портиком над ним («Храмик» в Никольском?). В нижней части листа: то же, но более схематично. Нал. 155 об.20 также представлены наброски фасада арочного моста с классическим портиком над ним.

Львовский альбом, лист 47 Башня-руина
Четыре раза в альбоме появляется Башня-руина, модный, для конца XVIII века, парковый павильон. Видимо, этот проект очень занимал Н.А. Львова, так как большое внимание он уделял деталям фасада, которыми и отличаются эскизы. На л. 8921 представлен проект Башни-руины — фасад и план сооружения. Справа под рисунком в правом нижнем углу дата «1789 нояб 29» и под ней надпись другим почерком: «Нарисована али выдумана. А я(?) ваш покорный слуга заложил июня 19го 1809 года». На л. 19 об. боковой фасад башни-руины, л. 45 об. фасад башни-руины, л. 47 об. фасад и план башни-руины. В собрании Эрмитажа хранится аналогичный чертеж Львова, который был подробно рассмотрен в статье Н.И. Никулиной.

Будка с соломенной крышей
В отделе Рукописей Российской национальной библиотеки хранится «Альбом проектов земляных зданий по разным губерниям», поднесенный императору Александру I, в альбом включены чертежи построек, выполненных выпускниками «училища земляного битого строения», организованного Н.А. Львовым в Никольском. В гатчинском альбоме встречается несколько эскизов, очень похожих на приведенные в альбоме из РНБ постройки. Возможно, часть из них Н.А. Львов возводил с помощью своих учеников во время их обучения. Например, в Львовском альбоме три раза встречается набросок небольшой хижины или будки под соломенной крышей23. Аналогичными проекты включены и в альбом «проектов земляных зданий»: «План и фасад караульной будки построенной в губернском городе Ярославле из земли на каменном основании и под соломенною аглицкою кровлею, строение производил выпущенный из училища присяжный мастер Петр Ярославской. 1801 год. План и фасад двух караульных буток, строющихся в курской губернии из земли на каменном основании и под соломенною аглицкою кровлею, ...строение производят выпущенные из училища присяжные мастера Захар Лишнее и Ипполит Гопъев 1801 год».

Подъемные или разводные мостики
Один из самых «загадочных» проектов «Львовского альбома» - разводной мостик над судоходным каналом. Последнее можно заключить по одному из эскизов, на котором изображена небольшая парусная яхта между разведенными крыльями мостика (л. 39), подобные эскизы конструкции мостика встречаются в альбоме еще четыре раза. Среди известных работ Н. А. Львова не встречалось упоминания о подобном заказе. Видимо, архитектор собирался включить мостики в состав какого-нибудь большого проекта, например, в проект сада графа А.А. Безбородко в Москве, над которым Львов работал в 1797-99 го дах. Но в это же время Николай Александрович работал и в Гатчине где, как известно, в середине 90-х годов XVIII века был построен комплекс Адмиралтейства, или Гавань, с овальным прудом, соединенным с Белым озером небольшой протокой, через которую первоначально был перекинут разводной мостик, для удобства прохода парусных судов.

Масляные лампы
Пять рисунков из альбома представляют собой эскизы ламп, светильников и люстр. А.М. Кучумов писал, что в 1780-е годы Львов работал и над проблемой замен свечей маслом, и «проектировал люстры-лампы с фитильными светильниками и резервуаром для масла. А чтобы масло не капало вниз, нижняя часть лампы сделана в виде стеклянного полушария. Стеклянный зонтик над лампой предохранял от копоти отделку помещения. В литературе же принято считать, что масляные лампы изобретены в первой четверти XIX века в Европе, откуда „новинка" в 1830-х годах распространилась и в Россию».

Львовский альбом Золотой сервиз Императрицы
Четыре рисунка из альбома, один из которых датирован 1788 годом, иллюстрируют работу Львова над неким «золотым сервизом для Императрицы», о чем имеются надписи на всех листах. На л. 37м представлен проект холодильника Золотого сервиза. Надпись в верхней части листа — «Ведерко». Внизу под рисунком надпись на французском языке: «pour un Service d'or de S: M: I: 1788: ее 29. octobre» (для Золотого сервиза Е[е] В[еличества] Щмператрицы], 1788 29 октября). На л. 39 - проект вазы Золотого сервиза. Над рисунком надпись на французском языке: «pour Service d'or a faire par Buck». (Для Золотого сервиза сделать Буху), л. 41 — проект соусника для сервиза, в центральной части листа надпись на французском языке: «Service d'or», л. 43 — проект терины (суповой миски) для Золотого сервиза. В центральной части листа надпись на французском языке: «Tirine pour Service d'or de S. M. L'lmperatrice». (Терина для Золотой сервиз Е[е] В[еличества] Императрицы).

В своей книге А. М. Кучумов так комментирует эти рисунки: «... желание иметь еще и золотой сервиз не менее чем на двадцать четыре персоны не оставляет Екатерину II.

В 1788-1789 годах над его проектом работает Н.А. Львов... Документальных данных о создании сервиза по рисункам Львова в мастерской Буха не найдено, но можно предполагать, что его изготовляли. В 1800 году документы отмечают, что Бух сделал предметы для золотого сервиза стоимостью в сорок восемь тысяч рублей и что требовалось отпустить еще пять пудов золота для окончания этого сервиза».


Львовский альбом Как человек разносторонних интересов Н.А. Львов уделял много внимания механике. В альбоме можно найти несколько эскизов, представляющих собой какие-то механизмы или их части: что-то вроде трамбовочного катка с увлажнением, токарного станка, блоки, насосы. Но три рисунка представляют большой интерес, так как являются проектными эскизами для известной работы Львова по пиростатике. В 1795 году в свет вышла первая часть оригинальной работы Николая Александровича «Русская пиростатика...», в которой автор обратил особое внимание русских техников на преимущества устройства комнатных отопительных печей с поддувалом и колосниковой решеткой, указал на недостатки конструкций каминов. Львов предложил и собственную оригинальную конструкцию духовых отопительных печей для отопления смежных и выше расположенных помещений. На титульном листе одного из экземпляров книги имеется пометка, сделанная рукой Львова: «Сочинена на 1793 года»33, в предисловии к книге упоминается о том, что она является результатом многолетней работы, следы которой мы и можем видеть на страницах гатчинского альбома, так как на одном из эскизов камина (л. 21 об.) имеется дата: «Де-каб:9 + 1788Сп:бу».

В 1799 году Н.А. Львов опубликовал вторую часть «Русской пиростатики...», в одном из разделов которой он весьма подробно пишет о «паровой кухне». Подобная конструкции была впервые разработана в России на основе идеи англичанина Сларка. В гатчинском альбоме на л. 91 в верхней части листа представлен рисунок, который можно считать подготовительным для гравюры, помещенной во второй книге «Русской пиростатики» несколько лет спустя, дата под рисунком совершенно определенная: «1792, апрель 15».

Рисунки
Львовский альбом На л. 21 альбома в верхней части листа изображен комплекс усадебных построек с тройкой на переднем плане. Рисунок с тройкой можно считать эскизом к гравюре «Бег на Неве», опубликованной в Подробном словаре русских граверов XVI-XIX вв. Д. А. Ровинского: «Львов Н. А.... № 5. В моем собрании на обороте № 4 (Вид церкви, построенной по его /Львова/ рисунку в Могилеве (1781 г.); гравир. Лависом; без его имени...) отпечатана другая картинка: тройка на бегу, на Неве, против крепости; отличная вещица, гравированная лависом. 7 х 8,2. — Некоторые любители относят эту картинку к работам Оленина, который гравировал лависом вместе с Львовым, и упоминает о подобной картинке своей работы: Курьер на тройке; но наша гравюра отличает более искусного художника; и по манере более сходны с работами Львова»

Из рисунков можно выделить еще и сценку с двумя кулачными бойцами на л. 87. В верхней части листа — набросок карандашом, а в нижней части листа — тот же рисунок, но в технике акварели. На обороте л. 87 еще одни эскиз — кулачный боец.

В статье была представлена незначительная часть авторских рисунков Н. А. Львова, ряд из них публикуется впервые. В настоящее время ведется работа над каталогом рисунков «Львовского альбома», но уже предварительное знакомство с альбомом показывает, что в нем можно найти не одну тему для исследования.

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»