Гатчинская водная затея

	«Вы найдете прелестные маленькие острова там, 
	где раньше были болота…» 
		из письма  фрейлины Е.Нелидовой  
		А.Куракину,  1792 год
8 октября 2010 года во Дворцовом парке в присутствии официальных лиц и СМИ состоялась торжественная «приемка» 3 металлических мостиков Водного лабиринта. Реставрационные работы осуществляли ОО «Возрождение С-Петербурга (директор Юмартов М.С.), творческая мастерская консервации и реставрации произведений из камня (Кичиков А.В.).

Водный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины ПунтусовойВодный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины Пунтусовой

Парк, в этот день, окрашенный осенним золотом, был особенно хорош. Беседа с журналистами была устроена прямо на берегу лабиринта. Здесь же на берегу были размещены стенды выставки с многозначительным названием «Лабиринт. Выход есть?» с изображением в каком состоянии находились мостики до реставрации из-за варварского отношения к парку несознательных посетителей. По мостикам просто нельзя было ходить.

Водный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины ПунтусовойВодный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины Пунтусовой

Но тем, кто гулял в это время по парку, повезло. Они смогли увидеть эффектное шоу. По дорожкам прогуливались дамы в старинных нарядах, в карауле стояли бравые военные, играл духовой оркестр, в воздух взлетали огни фейерверка.

Водный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины ПунтусовойВодный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины Пунтусовой

В Дворцовом парке - 8 металлических мостиков. Пешеходные металлические мостики с красивыми ажурными перилами были построены в 1881 году. Они заменили прежние деревянные. Проект мостов разработал академик архитектуры Людвиг Францевич Шперер. Он же автор парковых сторожевых караулок из красного кирпича. Шперер любил Гатчину и жил в собственном доме на Багговудовской ул (сейчас ул.Карла Маркса). Могила архитектора сохранилась на городском кладбище.

В графическом фонде Гатчинского дворца-музея хранится чертеж Л.Ф. Шперера с резолюцией: «Высочайше утверждаю, кроме фонарей, которых повелеваю не ставить вовсе 30 июня 1881». Изменения в проекте, вероятно, появились в ходе строительства.

Водный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины ПунтусовойВодный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины Пунтусовой

По правилам реставрация объекта осуществляется одновременно с благоустройством территории. Поэтому в Водном лабиринте были произведены тоже значительные работы. Совместно с подрядной организацией активно потрудился и садово-парковый отдел музея: были прочищены водные протоки, произведена подсыпка островов, убрана прибрежная водная растительность, пни, сухостой, укреплены металлической лентой дорожки, проведены противоэрозийные работы на откосах.

* * *

История появления лабиринтов очень интересная. Лабиринт - это самый сложный, графически запутанный символический знак, в котором воплощена идея вечного движения: из бесконечности в точку и в обратном направлении. Форма лабиринта известна с глубокой древности. Первые изображения лабиринта нашли на скалах бронзового века (2 тыс. до н.э.), когда люди жили в пещерах с множеством ходов, защищаясь от хищных зверей и злых духов. Существовали ритуальные и магические лабиринты.

В Египте был построен лабиринт - храм или пантеон всех богов. В античном мире «четыре лабиринта» Фаюмский, Критский, Самосский и Этрусский были знамениты также, как «семь чудес света». Конечно, из них самый известный нам по мифам Древней Греции - это лабиринт, построенный Дедалом для царя Миноса на о. Крит. В нем жил кровожадный полу-бык полу-человек Минотавр, которому каждый год на растерзание приводили прекрасных юношей и девушек. Минотавра победил Тезей, а вывела из запутанного лабиринта с помощью клубка нити влюбленная в героя Ариадна. Нам также известно, что на острове Крит действительно существовал реальный, в несколько этажей, с множеством помещений дворец критского царя. Его развалины и сегодня показывают туристам.

В Средневековье лабиринты изображались на стенах церквей как символы тех противоречий, в которых «блуждает» ум и душа нехристианина. Изображения лабиринтов также выкладывались на полу храмов в виде мозаик, и по их извилистым дорожкам проползали богомольцы на коленях. В монастырях и замках были и «садовые» лабиринты. Из-за ограниченности территории, это были места для прогулок и молитв.

В Италии в эпоху Возрождения орнаменты в виде лабиринта называли узлами Соломона или знаками божественной непостижимости. К этому же времени относятся сведения о создании лабиринтов в садах и парках из стриженных изгородей.

Лабиринты бывают разных форм, и строят их из разного материала: травы, стриженного кустарника, зеркал, деревянных перегородок, кирпича, пластика, из стен падающей воды, каналов и островов.

Лабиринт как элемент садово-паркового искусства выполняет разные функции - это способ организации пространства, украшение, прием психологического воздействия, элемент просвещения и аттракцион. Расцвет садовых лабиринтов начинается с XVI века.

В парках барокко и рококо лабиринт был больше развлечением, игрой, оригинальной «садовой затеей». В нем прятались скамейки, беседки, скульптура, водоемы, различны игры. В знаменитом Версале боскеты- лабиринты - одно из главных украшений парка.

Петр I устраивал лабиринты во всех своих петербургских садах, украшая их скульптурными группами на темы басен Лафонтена. Царь любил не только просвещать, проводя экскурсии по лабиринту, но и «завести» гостей, заставляя их самим находить выход из него.

* * *

1781-82 года Павел Петрович с Марией Федоровной во время своего европейского тура побывали во Франции и, конечно, были в Версале. Но «неизгладимые» впечатления произвела на них резиденция принца Луи-Жозефа Конде в Шантильи с великолепным замком и парками. Парк в Шантильи создавал знаменитый Ленотр - «королевский садовник и король садовников». Большая часть парка представляла собой увеселительный комплекс для приятного времяпровождения большой компании отдыхающих людей. Для этого отдельные участки «каре» были спланированы в виде лабиринтов-боскетов из стриженного кустарника. И, как известно, «воспоминания» о Шантильи во многом отразились на облике Гатчины павловского периода. Так по желанию Павла в парке «Сильвия» тоже были устроены каре с лабиринтами.

В пейзажных парках периода романтизма лабиринт был довольно распространенным элементом. Это было место для меланхолических прогулок, самоуглубления, поиска смысла существования.

Водный лабиринт. Фрагмент плана гатчинского парка из Кушелевского альбома
Фрагмент плана гатчинского парка из Кушелевского альбома
Водный лабиринт. Фрагмент плана Гатчинского парка из Кушелевского альбома
Фрагмент плана Гатчинского парка из Кушелевского альбома

А вот для масонов лабиринт - это космологическая символика, лоно матери-земли. Прохождением через лабиринт совершался обряд инициации, посвящения, просветления.

В наши дни лабиринты тоже создаются в садах, парках и даже городских площадях. Например, прошедшим летом на одной из площадей Лондона был построен аттракцион - зеленый лабиринт, который пользовался большой популярностью у горожан и туристов.

* * *

Белое озеро в Дворцовом парке украшает множество островов больших и малых. Одни острова - природного происхождения, другие - рукотворные, насыпные. В описании Гатчины ученого и путешественника И.-Г. Георги, из книги, изданной в 1794-96 гг. сказано: «Некоторые острова соединены мостами, из коих ни один с другим не сходствует, а к другим пристают с гондолами, плотами и прочим, коими пользуется двор для увеселительных прогулок по сим водам. Естественной красоте островов вспомошествовало также искусство, и тем приятности и перемене способствовало. На некоторых островах вырублен лес, так что высокие часто стоящие деревья окружают зал подобное место, покрытое часто наподобие купола, отверстия.

Водный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины ПунтусовойВодный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины Пунтусовой

Гатчинский водный лабиринт относится к редким образцам садового устройства. Он был спланирован в 90-е годы XVIII века для водных прогулок на лодках. Дорожками служат извилистые каналы вокруг 4 островов причудливой формы. Во времена графа Г.Орлова на его месте было озеро и часть заболоченного берега.

Обилие водных поверхностей в Гатчинском парке, наверное, подсказало и идею создания водного лабиринта. Мастера прошлого говорили, что вода в парке - это зеркало в доме или глаза на лице человека, в которых отражается его душа. Садоводы умело обыграли прием чередования полосок воды и суши. Даже оставшуюся землю использовали на сооружение горки рядом с лабиринтом под названием «Хаос». Она представляла собой холм с живописным нагромождением камней среди растений. Сегодня сохранился лишь небольшой холм. Также как продолжение Водного лабиринта на берегу был устроен и Зеленый лабиринт из стриженного кустарника.

Водный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины ПунтусовойВодный лабиринт в Гатчинском парке. Фото Галины Пунтусовой

Осенней порой, если вглядеться в застывшую темную гладь каналов, то можно увидеть сказочный мир зазеркалья, где небо, деревья, неясные очертания… Очень хочется отыскать и некий символический смысл, заключенный в гатчинском Водном лабиринте, который нам хотели передать через века. Ведь мы, как и прежде чувствуем себя затерянными в бескрайном космическом пространстве.
© В. Федорова


Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»