Виртуоз «умного выбора»


М.И.Скотти. Портрет арх. Р.И.Кузьмина
М.И.Скотти. Портрет арх. Р.И.Кузьмина
Роман Иванович родился в 1811 году в городе Николаеве в довольно бедной семье. Там же закончил артиллерийское училище, после окончания которого был принят в Императорскую академию художеств в С.-Петербурге за счет средств частично выделяемых ведомством Черноморского флота.

Во время обучения талантливый и трудолюбивый воспитанник Академии Художеств не раз удостаивался высоких наград. На выставке представлен его ученический проект храма Весты. А вот за выпускной «Проект зданиям для жительства богатого помещика в его имении» Кузьмин был награжден Обществом поощрения художников золотой медалью первого достоинства. За получение самой высокой награды ему была предоставлена возможность обучения за границей - «в чужих краях», как писали в официальных документах в то время. Так как Черноморское ведомство продолжало выделять средства на обучение, то настаивало на поезде в Голландию, желая потом получить для себя специалиста по сооружению шлюзов, каналов и прочего. Однако Академия Художеств предпочла отправить выпускника в Турцию, Грецию, Италию. Причем интересно, что половина расходов на стажировку Кузьмина за границей поступала также из Кабинета Его Императорского Величества, т.е деньги выделял император Николай I, который, вероятно, тоже рассчитывал на будущую работу молодого архитектора.

В Турции Константинополь и Софийский собор произвели огромное впечатление на Романа Ивановича, а последующий переезд в Грецию побудили его к глубокому изучению византийского искусства. Для того времени открытие эстетической и конструктивной ценности византийской архитектуры было важным, когда каноны классицизма уже стали себя изживать.

В Греции в афинском Акрополе Кузьмин выполнил обмеры и разработал проект реставрации замечательного храма Ники Аптерос. Храм тогда представлял собой буквально руины. Надо сказать, что понятие «реставрация» в ХIХ веке отличалось от современного, основанного на тщательном научном исследовании. В тот период каждый зодчий предлагал свое решение в зависимости от таланта и воображения.

Храм Весты
Храм Весты
Храм
Храм
Русская церковь в Париже
Русская церковь в Париже

Император Николай I внимательно следил за успехами Кузьмина и за проект реставрации храма Ники Аптерос подарил своему пенсионеру ценный подарок - бриллиантовый перстень.

Интересно, что вместо положенных 3-х лет Кузьмин пробыл за границей 6, из них в Италии - 4 года. Как и сейчас в Риме, этом Вечном городе, были сосредоточены памятники античной, романской, готической, барочной, классической архитектуры. Кузьмин впитывал и работал, работал. Одним из итогов его работы стала серия чертежей по реставрации античного форума Траяна. За данный проект архитектору было присвоено звание «академика», а на его обмерах памятника потом училось не одно поколение воспитанников Академии Художеств. На выставке представлены материалы проекта форума Траяна и, рассматривая их, можно мысленно побывать в Риме тем, кто еще не успел.

Как ни странно, но после возвращения в Россию Кузьмина не наказали за самовольную задержку в Италии, несмотря на то, что сам Николай I дал разрешение продлить ее только на 1 год. Роман Иванович был направлен в Московскую комиссию строений, а затем назначен архитектором Гоф-интенданской конторы и главным архитектором Министерства Императорского Двора.

Дом И.О.Утина. Конногвардейский бульвар, 17
Дом И.О.Утина. Конногвардейский бульвар, 17
Виды Таврического дворца в Санкт-Петербурге
Виды Таврического дворца в Санкт-Петербурге

В этот период в Петербурге по его проектам были построены Дом придворного духовенства на Шпалерной, Новый придворно-служительский дом на ул.Чайковского, роскошный дом Утина на Конногвардейском проспекте и другие. Многие из них сохранились до наших дней.

В 1844 году Кузьмин спроектировал новый футляр над Домиком Петра I. В должности архитектора Гофф-интенданской конторы он также отвечал за ремонтные работы в петербургских парках.

Футляр над Домиком Петра I
Футляр над Домиком Петра I
План Летнего сада. День открытия галереи со скамейками
План Летнего сада. День открытия галереи со скамейками

В Москве по его проектам были построены Ярославский и Рязанский вокзалы.

В Гатчине в те же 40-е годы ХIХ века Р.И.Кузьмин выполнил грандиозную работу: заказ Николай I на перестройку Большого дворца. Архитектору было необходимо решить труднейшую задачу: в рамках старого здания перестроить боковые корпуса и создать там новые парадные и жилые, нарядные и комфортабельные помещения для царской семьи. Благодаря Кузьмину в одном из боковых корпусов появился еще один дворец. Не случайно до Великой Отечественной войны в Гатчинском дворце существовало как бы два музея с отдельными входами, платой, экскурсиями и т.п.: музей ХVIII - в Главном корпусе и музей ХIХ века - в Арсенальном каре.

Макет Гатчинского дворца
Макет Гатчинского дворца
Интерьеры Арсенального каре Гатчинского дворца
Интерьеры Арсенального каре Гатчинского дворца

В Арсенальном каре Р.И.Кузьмин создал разнообразные помещения, которые были нарядными, удобными, тем самым, продемонстрировав эрудицию и большое мастерство. Интерьеры каре были оформлены с использованием приемов разных стилей эклектики или историзма: лжеготики, «второго» рококо, неоклассисицзма. На выставке оценить их красоту оформления и разнообразие убранства можно по серии акварелей, исполненных художником Эдуардом Гау в 70-80 годы XIX века.

Готическая галерея Гатчинского дворца
Готическая галерея
Китайская галерея Гатчинского дворца
Китайская галерея
Оружейная галерея Гатчинского дворца
Оружейная галерея

Львиная головка из обожженной глины
Львиная головка
Середина XIX века была ознаменована началом бурного развития науки и техники, поисков новых функциональных решений в еще старых архитектурных формах, а также новых строительных материалов, в том числе несгораемых. При перестройки Гатчинского дворца. Р.И.Кузьмин проявил новаторство. Так, кроме традиционного известняка, гранита, натурального и искусственного мрамора он в виде оригинального строительного материала использовал глиняные пустотелые кирпичи - «горшки», как их называли. В декоре фасадов внутреннего двора Арсенального каре также были использованы украшения из обожженной глины. В 90-е годы ХХ века в период возрождения музея чудом уцелевшие львиные головки, фрагменты пилястр, выполненные из такой глины, были сняты со стен хранителем дворца А.С.Елкиной. Их тоже экспонируют на данной выставке.

В Арсенальном каре архитектором были применены разные системы отопления: камины, печи голландские, по системе Свиязева, Цимара.

Также Р.И.Кузьмину перед ремонтом Главного корпуса было поручено сделать обмеры помещений, оформленных А.Ринальди и В.Бренной в предыдушщем веке. И эти бесценные документы легли в основу возрождения дворца уже в наши годы, также как многочисленные сметы, описания работ, рапорты и отчеты архитектора.

Интерьеры Арсенального каре Гатчинского дворца
Интерьеры Арсенального каре Гатчинского дворца
Интерьеры Арсенального каре Гатчинского дворца
Интерьеры Арсенального каре Гатчинского дворца

Опять же хочется отметить, что работа в Гатчине для архитектора усложнялась постоянным «прессингом» со стороны царственного заказчика. Николай I, который считал себя специалистом и в строительстве, лично утверждал все документы, а также сроки окончания работ, давал распоряжения о поставке и изготовлении предметов убранства, назначал соответствующие наказания и раздавал награждения. Например, в разгар работ 1851 года произошел очередной конфликт архитектора с императором. Государь повелел поднять полы в «собственных покоях», «дабы удобно было смотреть в окна». Кузьмину сделал строгий выговор и потребовал все исправить за его счет. В ответ архитектор доказал, что таким образом он хотел «дать большую высоту комнатам противу первого этажа Кухонного каре». Николай I с доводами архитектора вынужден был согласиться. Позже для смотрения из окон были сделаны специальные подушки.

Соборная улица в Гатчине
Соборная улица
Соборная улица в Гатчине
Соборная улица. 1900е годы

Завершились работы по дворцу новым оформлением дворцовой площади и торжественным открытием памятника Павлу I. Р.И.Кузьмин занимался строительством главного православного храма во имя Св.Апостола Павла в Гатчине, который украшает одну из старейших улиц нашего города. Павловский собор был построен Романом Ивановичем в «русско-византийском» стиле, который он изучил за границей. Хотя государю был представлен не только проект Р.И.Кузьмина, Николай I выбрал именно его, но опять же внеся свои изменения.

В 1852 году высочайшим указом император повелел «за перестройку двух флигелей Гатчинского дворца и за сооружение в Гатчине Собора» наградить Р.И.Кузьмина «орденом Владимира 4 ст. и единовременно выдать 10 тысяч рублей серебром…».

Павловский собор в Гатчине
Павловский собор в Гатчине
Павловский собор в Гатчине был первым культовым сооружением в архитектурной практике Р.И.Кузьмина. Но на выставке показаны проекты и изображения и других храмов архитектора, построенных позже - это Греческая церковь во имя Св.Дмитрия Солунского в С-Петерберге, Армянская в Южной Армении, русская в Афинах, православная в Париже и другие.

К сожалению, Греческую церковь постигла трагическая судьба. Хотя замечательный храм уцелел во время Великой Отечественной войны, но был разобран в 1962 году, когда на его месте построили концертный зал «Октябрьский». На это советское варварство поэт Иосиф Бродский написал следующие строки «Теперь так мало греков в Ленинграде…» в своем стихотворении «Остановка в пустыне…», которое на выставку было передано Музеем Анны Ахматовой.

На выставке представлен и проект Р.И.Кузьмина собора во имя Св. А.Невского на улице Дарю в Париже. За его создание архитектор был выбран в члены Парижской Академии Искусств.

Роман Иванович искренне полюбил наш город и долго жил в нем. В районе Варшавского вокзала им были построены собственные дачи. В перестроенном виде последняя из них сохранилась до нашего времени на улице Чкалова.

В заключение надо сказать, что несмотря на то, что карьера Романа Ивановича Кузьмина складывалась удачно и он был высоко оценен современниками, в ХХ веке его имя было почти забыто. Хотелось бы напомнить о вкладе Кузьмина Р.И. в историю нашего города и его архитектурный облик.

© В.В. Федорова
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»