Прогулки с Павлом Петровичем
Атлас Гатчинскому дворцу…

Вспоминаю мое первое знакомство с Гатчинскими Атласами, которые больше известны как Кушелевские альбомы. Это произошло более 40 лет тому назад еще до открытия дворца в Дирекции Дворцового парка, которая тогда находилась в павильоне Птичник. В то время хранитель небольшого научного архива А.С. Елкина с особым трепетом, осторожно перелистывала передо мной страницы, переложенные папиросной бумагой, погружая в их «магическую власть».

Всего Кушелевских альбомов по пригородным резиденциям Санкт-Петербурга, любимых Павлом I (Гатчина, Павловск, Петродворец), было выполнено шесть, и из них три посвящены нашему городу. Два из гатчинских Атласа хранятся в Гатчинском дворце-музее, а один попал в Москву в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Довоенный хранитель дворца В.К. Макаров предполагал, что идея создания Кушелевских альбомов принадлежала архитектору В.И. Баженову и адмиралу Г.Г. Кушелеву, чьи подписи есть на трех альбомах. Поэтому названы они были по фамилии одного из редакторов.

Атлас Гатчинского дворца
Атлас Гатчинского дворца
Один из хранящихся в Гатчине альбомов представляет собой большого размера книгу (48 х 62,5 см) в красном сафьяновом переплете с названием «Атлас Гатчинского дворца», выполненном золотым тиснением, а на титульном листе: «Атласъ Гатчинскому дворцу съ Садами Зверинцами и всъми в нихъ имеющимися строениями Равно города и полей». Внутри же уникального музейного экспоната хранится вот уже более двух веков сказочный мир «павловской» Гатчины - мечта императора о том, какой бы он хотел видеть свою любимую резиденцию!

Этот Атлас в период музеефикации Гатчинского дворца находился в комнатах Николая I, а вот второй «Атлас оберамтов Гатчины и Новосквориц» в те же годы был получен из библиотеки Стрельнинского дворца. Он содержит подробные карты с обширными статистическими сведениями и много чертежей сооружений, которые планировались, но не были построены.

Не перестаю удивляться, как много преобразований в самых разных областях пытался сделать Павел I за столь короткое свое правление. Так, сразу же после вступления на престол он обратил внимание на малое количество в России хороших карт. По его указу уже в ноябре 1796 года все карты Генерального штаба были переданы в распоряжение Г.Г. Кушелева, и была образована Его Императорского Величества Чертежная, позже переименованная в Депо карт. Таким образом, была создана служба для составления, хранения и печатания топографических карт и атласов. Павел с юности был увлечен архитектурой. Недаром, его учителем был В.И. Баженов, а детищем любимый Михайловский замок.

И вот в 1799 году в Депо из Академии Художеств было отправлено сообщение, что по повелению императора «под особым смотрением вице-президента оной действительного статского советника Баженова приступить немедленно к собранию всех больших зданий, в обеих столицах состоящих, как то дворцов, академий, корпусов и всякого рода казенных строений, равно загородных домов и таковых же партикулярных, кои по хорошему вкусу своему и архитектуре того заслуживать будут; присовокупляя к тому же и все прожекты, каковые сделаны были для предложенных к действительному построению каковых либо зданий, но почему либо и не были построены, буде они по важности предметов своих и архитектуре заслуживают быть изданы в свет. В книгах оных должны быть каждому зданию или прожекту – план, фасад, профиль и подробное к оным описание с показаниями: как преимущество, так и недостатков оных, когда и кем таковые здания произведены, а прожекты сочинены. Таковым образом все сие образовав, издавать под названием «Российской архитектуры по частям». Представляете, какое это было бы грандиозное издание?!

К сожалению, этот проект не удалось осуществить, как и многое другое, задуманное Павлом. В.И. Баженов вскоре умер, Павел I был убит, а Г.Г. Кушелев отстранен от дел.

Но, к счастью, Кушелевские альбомы были готовы уже к 1798 году. О чем свидетельствуют архивные документы. Вот письма генерал-майора Обольянинова майору Шпицбергу от декабря 12 дня 1796 года: «С получением сего тот же самый час предписываю вам доставить Санкт-Петербург ко мне Гатчинской атлас с наивозможной поспешностью», и Обольянинову от Куракина от 24 июля 1797 года: «Милостивый государь мой Петр Хрисанфович! Для сочинения к поднесению Его Императорскому Величеству общего плана землям, принадлежащим Гатчинскому правлению, собственно Его Величеству, Ея Величеству Государыни Императрицы и их Высочествам Государям цесаревичу и великому князю Александру Павловичу и Великому князю Константину Павловичу необходимо нужно иметь сведения о всех землях и селениях, какие принадлежат Гатчинскому правлению. О сем прошу покорно дать мне знать в непродолжительности».

Атлас Гатчинского дворца
Атлас Гатчинского дворца
О том, что экспонируемый альбом был «подносным», свидетельствует акварель аллегорического содержания, помещенная за титульном листом «Музы, подносящие Павлу план Гатчинского дворца». На ней император изображен на фоне Гатчинского дворца и экзотического пейзажа под пальмой в окружении античных богов: Минервы, Геракла, девяти Муз и старца с рогом изобилия, олицетворяющим богатство. Одна из Муз представляет Павлу чертеж с планом перестройки Гатчинского дворца.

Также Альбом украшен шестью акварелями с пейзажами парка. Их выполнил Гаврила Сергеев офицер-топограф и «видописец», служивший при Депо карт. Сейчас они хорошо известны, т.к. ни одно издание по Гатчине без них не обходиться. Это изображение вахтпарада перед Гатчинским дворцом, виды на Длинный острова с террасой-пристанью, с павильоном Орла, павильоном Венеры, а также на дворец и придворцовые сады, на Адмиралтейские ворота и площадь Коннетабля.

Уже доказано, что на создание Кушелевских альбомов повлиял не менее знаменитый Альбом графа Северного с планами парка и чертежами сооружений замка Шантийи во Франции. Этот Альбом был подарен Павлу владельцем замка Луи-Жозефом Конде в 1784 году, вскоре после путешествия Павла с супругой по Европе под именем графа и графини Северных и посещения резиденции принца. Павел был в восторге не только от грандиозного приема, но и замка, а особенно парка, который создавал еще знаменитый «король садоводов» Андре Ленотр. Даже оформление Кушелевских альбомов повторяет Альбом графа Северного. Надо добавить, что этот Альбом из Гатчинского дворца ушел на продажу через Музейный фонд в печальные 20-е годы ХХ века, и сегодня находится в библиотеке замка Конде.

Поэтому закономерно, что в представленном на выставке «Атласе Гатчинского дворца» повторено так много сооружений из Шантийи, которые послужили прообразом для ряда гатчинских построек, таких как площадь Коннетабля, Карпин пруд, остров Любви с павильоном Венеры, Большие конюшни, парк Сильвия.

В целом Кушелевские альбомы - это как фиксация павловского имения, так и планы павловского времени по реконструкции дворца, парка и города. Перед нами знакомые и уже забытые уголки Гатчины, например, района Турецкой палатки, каскадов, Амфитеатра, Ингенбурга.

Если сегодня Атласы из Гатчинского дворца изучаются, то 3-й из Музея архитектуры им А.В. Щусева «Атлас города Гатчины с оберамтами Гатчины и Новоскворицами с принадлежащими к ним унтерамтами, слободами и деревнями, с приложением в нем разных строений и проектов» до сих пор мало изучен. В начале 70-х годов прошлого века, когда готовился проект воссоздания Березового домика, из него было использовано изображение павильона с планами и чертежами, которых в других альбомах не было. И надо сказать, что в отличие от хранящихся альбомов в Гатчине, этот оказался какое-то время в недобросовестных руках, поэтому часть листов из него исчезла.

Кушелевские альбомы являются бесценным историческим и художественным документом. Без них были бы невозможны современные реставрационные работы. И сегодня посетителям дворца также предоставляется возможность увидеть один из шедевров из музейных коллекций Гатчинского дворца, спасенных во время Великой Отечественной войны.
Валентина Федорова
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»