Рыцарская карусель - царская забава
Слушайте, слушайте. слушайте!- Торжественно раздаются звуки фанфар, и герольды оглашают площадь громкими возгласами, приглашая на рыцарский турнир: «Любовь к дамам! Честь великодушному! Слава храброму! Преломляйте копья! Выступайте, храбрые рыцари! Прекрасные очи взирают на ваши дела!»

Можете представить рыцарский турнир в нашем городе, уважаемые гатчинцы? А ведь это не фантазия. Я уже не раз подчеркивала в своих статьях: в Гатчине, если вспомнить известное изречение все есть, вернее, было или должно было быть.

Гатчинский парк. Амфитеатр
Гатчинский парк. Амфитеатр. Фото 2004 г.
Гатчинский парк. Амфитеатр
Гатчинский парк. Амфитеатр. Фото 2003 г.

Недалеко от дворца, если идти в сторону парка «Сильвия», сохранились остатки замечательного сооружения - Амфитеатра, построенного из земли. Остатки земляного вала (около 3 м) окружают круглую арену более 60 м. На арену ведут 4 прохода с каменными лестницами, по которым можно подняться на гребень вала.

Гатчинский парк. Амфитеатр. Кушелевский альбом
Амфитеатр. Кушелевский альбом
Автором этого уникального паркового сооружения был талантливый архитектор, а также музыкант, поэт Н.А. Львов, построивший в Гатчине еще одно землебитное здание - Приоратский дворец. В Кушелевских альбомах с планами и проектами по Гатчине 1798 года, которые хранятся во дворце-музее, есть проект этого Амфитеатра. На проекте, выполненном в цвете акварельными красками, можно увидеть Амфитеатр таким, каким он должен был быть: с зелеными дерновыми скамьями по валу, статуями, вазами, светильниками, с кованными воротами и вензелем Павла I, с зелеными шпалерами из стриженного кустарника по верху вала.

В отличие от античных амфитеатров, в которых проводились гладиаторские бои и показы зверей, гатчинский предназначался для «рыцарских каруселей» - конных состязаний или выполнения на лошадях различных фигур. Карусели пришли на смену средневековым рыцарским турнирам. В Европе рыцарские карусели были модной забавой при королевских дворах в XVII-XIX веках. В Париже даже площадь перед Лувром получила название «Карусель», на ней часто устраивались подобные развлечения.

В XVIII веке рыцарские карусели появились и в России. Об одной из «славнейших каруселей», устроенной перед Зимним дворцом в С.-Петербурге, писали в Европе и долго вспоминали в России. Ее, например, описал в своей книге дядя А.С. Пушкина, тоже поэт Василий Львович.

Карусель проводилась в специально устроенном на площади амфитеатре, где располагались места для зрителей, а также ложи для императрицы и наследника престола, великого князя Павла Петровича, которому тогда еще не было 10 лет. Карусель состояла из 4-х кадрилей (команд): славянской, римской, индийской и турецкой. Участники были одеты в красочные старинные костюмы соответствующего народа. В состязаниях участвовали не только мужчины, но и женщины, сидящие в колесницах вместе с возницей. Дамы метали копья, пики, кольца. Судьями и распорядителями были представители знатных дворянских родов. Командовал славянской кадрилью граф И.П. Салтыков, римской - Григорий Орлов, турецской - его брат Алексей Орлов, индийской - князь Н.И. Репнин. Главным судьей был фельдмаршал Миних.

Екатерина II, недавно вступившая на престол, увлекалась верховой ездой, была прекрасной наездницей и сама участвовала в славянской кадрили, подчеркивая тем самым любовь ко всему русскому. Призами для дам-победительниц были брошь, табакерка и перстень (все с бриллиантами), для кавалеров - бриллиантовая пуговица с петлицей на шляпу, трость с бриллиантовой головкой и перстень с бриллиантом. Призы также получили кавалеры - возницы дам.

Роскошь экзотических костюмов, нарядная сбруя лошадей, необычная форма и украшения колесниц, исполнение музыки на старинных инструментах, выстрелы из пушек, подающие сигналы к различным действиям, превратили рыцарскую карусель в праздничный карнавал и великолепное зрелище. Толпы жителей Петербурга увидели участников карусели в то время, когда они проезжали из лагерей к Зимнему дворцу. Лагеря, состоящие из расписных шатров, располагались у Летнего дворца и на месте теперешней М. Морской улицы.

В состязаниях двух братьев Орловых победителем стал старший, Григорий, правда, с незначительным преимуществом. Одной из наград императрицы братьям стал заказ известному датскому художнику В. Эриксену на выполнение так называемых «карусельных портретов». Эти огромные парные портреты Орловых принадлежали Гатчинскому дворцу и до Великой Отечественной войны украшали Министерскую лестницу Арсенального каре. Глядя на великолепный портрет Григория Орлова, можно было понять, почему императрица так страстно и нежно любила фаворита. Статный красавец в римских доспехах, сверкающих золотом на солнце, в шлеме с яркими перьями, с копьем в руке скачет на горячем скакуне...

В 1941 году портреты вместе с другими экспонатами музея были эвакуированы, после войны находились в Центральном хранилище. но в 1963 году были переданы в Государственный Эрмитаж. К большому сожалению, мне не удалось их даже увидеть, хотя несколько лет назад, храня коллекцию живописи в Гатчинском дворце, я не раз обращалась в Эрмитаж с просьбой о передаче портретов в Гатчину, хотя бы на временное хранение.

Голике В.А. Портрет императора Николаая I
В.Голике. Портрет имп. Николаая I
Историк отмечают рыцарский характер Павла I. его пылкую романтическую натуру. Рыцарская доблесть, рыцарская честь, поклонение даме сердца для него не были просто красивыми символами. Не случайно дворцы Павла напоминают рыцарские замки. А в 1798 году Павла I выбрали магистром одного из знатнейших рыцарских орденов - Ордена госпитальеров Святого Иоанна, основанного еще во времена крестовых походов. Павел Петрович, который тоже был умелым наездником, не раз участвовал в каруселях. И, конечно, он хотел, чтобы его любимая Гатчина стала местом их проведения.

К сожалению, Амфитеатр полностью построить не успели. В связи с вступлением Павла I на престол, строительством главной резиденции Михайловского замка, а вскоре - убийством императора, многие работы в Гатчине были свернуты.

Сын Павла I, император Николай I тоже любил Гатчину, подолгу жил во дворце и значительно его перестроил. Как достойный сын своего отца, он тоже отличался рыцарством. Николая I по праву называли «последнем рыцарем на престоле». Правда, впервые «рыцарем» его нарекла бабушка Екатерина II, увидев «большущего Николая», который на 3-й день от рождения уже ел кашу, кричал басом и «смотрел во все глаза».

Рыцарь Николай рос, любил носить ружье, взмахивать шпагою, бить в барабан и слушать рассказы о войне и сражениях. Как положено настоящему рыцарю, он встретил свою даму сердца - немецкую принцессу Фридерику-Луизу-Шарлотту-Вильгельмину, «перл прусской короны». Красивый, «большой и прямой, как дубок», Николай Павлович влюбился в «Белую розу», как называли Шарлотту в семейному кругу за красоту, утонченность и любовь к царице цветов. Можно было бы рассказать много романтических историй в духе рыцарских романов о любви этой прекрасной пары, об их жизни в Аничковом дворце - «аничковом рае», как говорил Николай...

О. Верне. Царскосельская карусель
О. Верне. Царскосельская карусель
Александра Федоровна (такое имя получила прусская принцесса в православии) родила семерых детей, стала прекрасной женой и матерью. И хотя, как известно. Николай I «имел любовные связи на стороне (какой мужчина их не имеет?!)», как выразилась одна светская дама, его дамой сердца по-прежнему оставалась Белая роза. Он осыпал ее драгоценностями, дорогими подарками. Рыцарским подарком супруге стал построенный в Петергофе дворец Коттедж в парке «Александрия», названный ее именем. Герб Коттеджа - клинок в венке белых роз - сочинил для Александры Федоровны поэт В. Жуковский, учитель русского языка императрицы. Дворец построен в готическом стиле, ставшем вновь модным в николаевское время. Среди богатого убранства дворца сегодня можно увидеть один из серебряных кубков, которые были вручены победителям рыцарской карусели, устроенной в 1830 году в потдсдамском парке Сан-Суси в честь русской императрицы. Во время «праздника Белой розы» Александра Федоровна находилась в ложе на трибуне в средневековом платье с венком белых роз на голове, и герольд «испрашивал у нее разрешения рыцарям являться на арену».

Помимо других почетных обязанностей Николай I назначил любимую супругу шефом Кавалергардского полка. «Душу - Богу, жизнь - царю, сердце - Ей, а честь - себе», - так звучал девиз кавалергардов, а клинок они поэтично называли «белой дамой».

На Мраморной лестнице в Парадном вестибюле Арсенального каре Гатчинского дворца до войны находилась еще одна картина с изображением рыцарской карусели. Она происходила в Царском Селе в 1842 году. Фактически картина является царским семейным портретом, исполненным известным французским художником О. Верне. Николай I и его семья изображены участниками царскосельской карусели. В центре картины в образе Прекрасной дамы - Александра Федоровна, одетая в средневековое платье из золотой парчи и синего бархата, на белоснежном коне, рядом - ее верный рыцарь Николай, в свите - дочери, а пажами - младшие сыновья. На Николае I, наследнике Александре Николаевиче и муже старшей дочери Максимилиане Лейхтенбергском - исторические доспехи XVI века из коллекции самого императора. Николай I был страстным коллекционером оружия, благодаря ему в Гатчинском дворце сформировалось столь обширное собрание.

Это замечательное произведение живописи - иллюстрация рыцарских каруселей - сегодня экспонируется в Екатерининском дворце г.Пушкина, хотя в Гатчинский дворец «Царскосельская карусель» поступила в 1855 году.

Валентина Федорова

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»