Кино сквозь Гатчину

Гатчине повезло с точки зрения кинематографа. Рядом большой город с «Ленфильмом», «RWS» и прочими студиями. И Гатчина удачная палочка-выручалочка для многих сюжетов. Тут тебе и российская провинция и Российская империя и викторианская Англия, и мушкетерская Франция. Ехать далеко не надо, а фактура богатая. Правда, уходящая.

Максим Колесников, режиссер-постановщик
Максим Колесников
Мой скромный вклад в кинопроцесс по большей части состоит в создании студии микробюджетного фильма «KAPOOSTAfilm». В рамках этого проекта было снято несколько десятков разных фильмов (ужас как много) всевозможных жанров и эстетических концепций. Собственно сама идея микробюджетного кино дарит автору огромное поле для экспериментов - расходы небольшие и творческие порывы ничто не сдерживает, кроме уж совсем простых обстоятельств: вроде проливного дождя или отъезда актера на заработки.

Собственно с кино я познакомился благодаря кинотеатру "Зелёный" (да я такой старый, что прекрасно помню, как туда ходил). Лет до семи в кинозал можно было проскользнуть совершенно бесплатно, то-ли это было официальное попустительство, то ли благосклонность старушек-билетерш.

Самое сильное впечатление производили "импортные" картины. ГДРовские фильмы про индейцев, американские пеплумы про героев Древнего мира, французские комедии с Луи Де Фюнесом и Пьером Ришаром, а еще японский мультик (не помню его названия) после которого я несколько ночей мучился ночными кошмарами. Мне снился небесный дворец с бесконечными комнатами, вереницей переходящими одна в другую. По этим бесконечным комнатам за мной (как и за героем фильма) гнался злой великан с мечтой порубить меня на мелкие кусочки самурайским мечом. Из отечественных - были обязательные «Ну, погоди!» и «Пираты ХХ века» - на каждый из них уважающий себя советский мальчишка сходил не меньше пяти раз.

Понятное дело, что последствия такого культурного смешения сказались не сразу, но примерно с тех пор одним из любимых развлечений для меня стало придумывание забавных историй.

Выше я упомянул, что у Гатчины разнообразная фактура. Город с одной стороны типичен - с другой легко узнаваем. Можно пойти на Хохлово поле или Аэродром и отснять виды классического российского спального района. Причем, немного меняя ракурсы легко перемещаться из современности в 90-е, 80-е, а то и в 70-е годы ХХ века.

С улицей Чкалова сложней. Еще несколько лет назад (я уж не говорю про 90-е) здесь можно было найти ракурсы для истории о небольшом российском городе конца 19 века. Теперь со всех сторон подпирает неаутентичный «новострой» и на этой улице исторический сюжет без дополнительных ухищрений снять невозможно.

Очень важный аспект - это доступность гатчинских локаций (мест съемок). Например, в Петербурге снимаешь ли ты фильм с бюджетом в сто миллионов или с бюджетом в десять тысяч тебе в любом случае могут подойти работники правоохранительных органов или сотрудники какой-нибудь администрации и весьма угрожающе поинтересоваться на тему: чего ты тут собственно делаешь и кто разрешил. В Гатчине таких проблем не возникает (территория ГМЗ не в счет, но и там можно договорится).

Гатчинские парки (опять выделяем в отдельный пункт ГМЗ) огромны и легко доступны. Последнее может не очень хорошо для живой природы, но весьма неплохо для киносъемок.

"КАПУСТАфильм" появилась уже в достаточно зрелом возрасте. Когда позади уже были и школа и институт и несколько профессий (в том числе и на телевидении). Само название это отсылка к финскому (мной весьма уважаемому) режиссеру Акки Куаресмяки. В начале 90-х он со своим другом, актером Матти Пелпонеа вел на финском радио передачу под названием "KAPOOSTA".

Студия появилась в 2008 году и ее появление было связанно с творческим кризисом и некоторой суммой свободных денег. Кризис - потому что накопилась усталость от нетворческой работы. Казалось, что время летит, а ты стоишь на месте и смотришь, как все твои идеи постепенно тают в воздухе без малейшего твоего участия. В общем - классическая фрустрация.

В журналистику возвращаться не хотелось, в кино меня никто не звал. Ну, не зовут и не надо, самонадеянно решил я и накупил кучу всякой съемочной техники (часть из которой к счастью потом удалось продать). Накупил в полной уверенности, что путь воплощения идеи в визуальную историю для меня особой сложности не составит. Понятное дело, что это была наивность самого крутого посола, но как многое в жизни - осознание приходит гораздо позже решения.

   В фильме "Путь поэта" главный герой работает почтальоном и, соответственно, много ходит по разным уголкам Гатчины


С 2010 года "капустовские" фильмы принимали участие в нескольких фестивалях, в среднем на одном двух за год. И даже получили, на этих фестивалях, несколько номинаций и призов. Самым материально ценным из них оказалась экшен-камера, которая потом помогла снять несколько подводных кадров для фильма "Жабий ангел".

   В немом сериале про приключения Куприна и Жакомино действие происходит в предреволюционной Гатчине. С каждой серии найти аутентичный ракурс для съемок все сложнее


Самыми «гатчинскими» проектами «KAPOOSTAfilm» можно назвать сериал про приключения «Куприна и Жакомино» и микробюджетные пол-полных метра «Путь поэта». Первый проект посвящен не только литературе, но и Гатчине, которая логично (Куприн - всероссийский гатчинский житель) выступает в качестве главного места действия. «Путь поэта» - универсальная история, которая может произойти где угодно, но по вышеуказанным бюджетным причинам она происходит на фоне Гатчины. Еще один момент, который необходимо отметить - Гатчина это актерский город. Здесь несколько театров и студий. И очень много актеров - талантливых и большей частью творчески голодных. Многие из них имеют киноопыт и почти все согласны его расширить. Если у меня возникает какая-то новая идея, то найти исполнителей для нее в Гатчине несложно. И я всегда благодарен местному актерскому сообществу за талант и за отзывчивость.
Максим Колесников, режиссер-постановщик
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»