Гатчинский известняк

Круглая рига
Круглая рига
В строительстве Гатчины известняк применялся на протяжении XVIII-XIX веков. Он использован на фасадах Гатчинского дворца, в строительстве почти всех архитектурных сооружений на территории дворцового и Приоратского парков. Кроме этого из него сложен ряд сооружений на территории города Гатчины: Круглая рига, Суконная фабрика, Коннетабль, здания школы-интерната, кирха, а так же многие другие, включая различные сараи и флигеля жилых домов. Часть сооружений из известняка покрыта штукатуркой, поэтому материал стен с первого взгляда не виден. Широкое применение камня в архитектуре говорит о том, что в окрестностях Гатчины его очень много. К сожалению, гатчинский камень никогда не подвергался серьезному изучению, поэтому даже специалисты не проводят никакого различия между его породами. Из-за этого из книги в книгу, например, переходят слова о том, что стены Гатчинского дворца сложены из пудостского камня, что этот камень желтый и меняет цвет под воздействием освещения. Очень часть возникает путаница с названием камня. Кто-то называет его пудожским, кто-то пудостским, пудовским и т.д.

В 1790-х годах, когда гатчинский камень использовался максимально, выделялись следующие ломки: в деревнях Парицы, Вопша, Черницы, Новоскворицы и Пудость. Несколько ломок (названия деревень не указаны) к тому времени были заброшены. По названиям деревень камень и получил свое наименование: парицкий, черницкий, пудостский. Известны так же ротковский камень и елизаветинский (дылицкий).

Пудостский камень
Пудостский камень
Среди них выделяется пудосткий камень, использовавшийся всегда для декоративных работ: облицовки стен или изготовления скульптуры. Часто его называют пудожским, что неверно, потому что пудожский камень должен бы добываться рядом с деревней Пудож в Карелии. Пудовским его называли в XVIII веке. Сейчас же говорят пудостский. Это наиболее малочисленный камень, отличающийся от всех остальных тем, что является не известняком, а известковым туфом. Он пористый, как бы выветрившийся и внешне похож на пемзу. Специалисты считают, что по составу он схож с травертином, из которого сложены многие памятники Западной Европы, включая Колизей и Собор Святого Петра в Риме. Главным достоинством пудостского камня нужно считать его сходство с древним камнем, как бы выветрившимся за столетия. Именно этим объясняется его популярность в эпоху классицизма, когда по всей Европе возводили современные «древности» в римском и греческом вкусах. Любое сооружение, возведенное из пудостского камня сразу же становилось похожим на старинное. Достаточно посмотреть на Казанский собор в Петербурге, облицованный пудостским камнем.
Березовые ворота
Березовые ворота
Адмиралтейские ворота
Адмиралтейские ворота
Ворота в парк Сильвия
Ворота в парк Сильвия
В Гатчине он использован практически во всех парковых воротах (Адмиралтейских, Березовых, Зверинских, портале «Маска» и др.), мостах (многие сейчас уже не существуют). Из него сложены стены Павильона Орла, Лесной Оранжереи, подпорные стены Террасы-пристани и балконов Собственного сада и на проспекте 25го Октября, сложена Сильвийская стена. В XVIII веке из него выполняли баллюстрады и декоративные вазы для парковых сооружений. Из него вырезан карниз Екатеринвердерской башни, его блоками облицован Вестибюль Гатчинского дворца. Цвет камня серый, со временем темнеет.

Запасы камня были сравнительно невелики. К тому же с середины XIX века его использовали только для получения высококачественной извести, и к концу XIX века карьеры оказались исчерпаны. Когда в конце XIX века проводился ремонт отдельных парковых сооружений, сложенных из пудосткого камня, мастера оказались в сложном положении: отсутствовал требуемый материал. Пришлось снимать часть облицовки, срезать пудостский камень с тыльной стороны, облицовку возвращать на место, а срез использовать для восполнения утрат. Трудности у реставраторов возникли и в 1980-х годах, когда восстанавливались Карпин, Львиный мосты и Мост с кордегардиями. Первый мост пришлось облицевать азербайджанским известняком, отдаленно напоминающим пудостский. Два других возвели с применением гранита, что значительно ухудшило их облик с учетом и без того низкого качества проводившихся работ.
Карпин мост
Карпин мост
Львиный мост
Львиный мост
Мост с кордегардиями
Мост с кордегардиями
Трудности у реставраторов возникли и в 1980-х годах, когда восстанавливались Карпин, Львиный мосты и Мост с кордегардиями. Первый мост пришлось облицевать азербайджанским известняком, отдаленно напоминающим пудостский. Два других возвели с применением гранита, что значительно ухудшило их облик с учетом и без того низкого качества проводившихся работ.

Парицкий и черницкий камни
Парицкий и черницкий камни
Другую, более многочисленную группу составляют известняки из деревень Парицы и Черницы, шедшие как на облицовку, так и на кладку стен. Именно они и использованы на фасадах Гатчинского дворца. От пудостского они отличаются своей однородностью и цветовой насыщенностью. Парицкий камень желто-красный, и им облицованы все стены дворца, полуциркулей и каре. Черницкий известняк оранжевый, и его можно видеть на стенах полуциркулей между колоннами. Пудостского камня на внешних фасадах Гатчинского дворца нет.

Еще один дворец в Гатчине, Приоратский, так же не обошелся без гатчинского камня. Из парицкого известняка сложена его башня. Подпорная стена облицована пудостским камнем. При ее реставрации в 2003 году недостававшие блоки облицовки были вырезаны из елизаветинского известняка, отличающегося как по цвету, так и по плотности. Из того же материала выполнены все лестницы на территории внутреннего двора.

Кухонное каре Гатчинского дворца
Кухонное каре Гатчинского дворца
Башня Приоратского дворца
Башня Приоратского дворца
Полуциркули Гатчинского дворца
Полуциркули Гатчинского дворца
При возведении сооружений на территории города Гатчины использовался, как правило, парицкий или черницкий камень.

Интересно, что в тех деревнях, рядом с которыми находились карьеры, местные жители использовали местный камень. Например, в той же деревне Парицы из него сложены многие крестьянские сараи и магазин. Отдельные из них имеют даже «декоративные излишества».

Гатчинский камень в Петербурге и окрестностях
Использовался в основном пудостский известковый туф. Это облицовка стен и колонн Казанского собора, скульптура Ростральных колонн, здания Биржи, Горного института, нижний ярус Камероновой галереи и Пандус в Царском Селе, Колоннада Аполлона, пъедесталы под скульптуру, «Большие круги» в Павловске. Понятно, что этот перечень не полный.
© А. Спащанский

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»