Новое обретение уникальной иконы Гатчинским дворцом

Если смотреть на Гатчинский дворец со стороны площади, то по левую сторону одна из башен Кухонного каре завершена куполом и увенчана золоченым крестом. Это Дворцовая церковь Святой Животворящей Троицы, которая существовала еще со времени возведения здания для первого владельца Григория Орлова и вплоть до 1917 года.

Вид на плац Гатчинского дворца. Фото Галины Пунтусовой
Вид на плац Гатчинского дворца
Вид на дворцовую церковь с башни  Гатчинского дворца. Фото Галины Пунтусовой
Вид на дворцовую церковь с башни Гатчинского дворца

Дворцовая церковь несколько раз перестраивалась: менялся как ее интерьер, так и убранство. Наиболее пышным оно было при Александре III. Император был глубоко верующим человеком. В книге «Столетие города Гатчины», изданной в 1896 году есть описание Дворцовой церкви: «При первом взгляде на этот небольшой по размерам храм сразу видно, какое видное место среди царских забот занимал он и с какой тщательной любовью вбивался каждый гвоздь по личному указанию и под непосредственным руководством самого государя императора. Все стены церкви по высочайшему повелению обиты темно-красным сукном драгунского образца и украшены иконами, среди которых имеется весьма много драгоценных или по древности, или по красоте живописи и богатству риз. Между иконами развешены яйца, которые получал государь император при христосовании... Среди старинных икон в церкви Гатчинского дворца находятся поступившие в декабре 1836 года из комнат Его Величества иконы XV, XVI, XVII веков, письма московского, вологодского, киевского, ярославского, строгоновского, нижегородских скитов и ушаковской школы».

Вид на гатчинскую дворцовую церковь. Фото Галины Пунтусовой
Вид на гатчинскую дворцовую церковь
Интерьер дворцовой церкви Гатчинского дворца. Фото Галины Пунтусовой
Интерьер дворцовой церкви

Большое количество драгоценных икон и утвари также находилось в комнатах императорской семьи. Часто это были подарки и подношения государю от представителей разных сословий.

После революции церковь была закрыта, и началось изъятие ценностей, например в 1922 году около 15 пудов серебра, 7 с половиной фунтов золота, почти 3 фунта жемчуга и драгоценных камней. И все же иконы, церковная утварь и мебель еще оставались в кладовых музея.

Во время Великой Отечественной войны часть из церковных ценностей была эвакуирована и спасена, но оставшаяся часть осталась на разграбление оккупантам. К счастью, помещение храма уцелело во время пожара дворца 1944 года. В настоящее время в церкви вновь возобновились службы и проводятся реставрационные работы.

А вот реликвии Дворцовой церкви возвращаются в музей не так часто. Лишь в 1992 году была приобретена от частного лица икона Спаса нерукотворного, которая находилась в спальне Александра III, а в 1994 году из КГБ поступила икона Иверской Божией Матери из Дворцовой церкви. На обороте иконы сохранилась металлическая пластинка с выгравированной надписью «Отъ Никольскаго Земства Вологодской Губернии 6 ноября 1883 г». Икону нашли в Риге среди ценностей, брошенных фашистами. Потом икона попала в частные руки. Сейчас ее можно увидеть на Выставке личных комнат семьи Александра III.

* * *

И вот новый подарок. В начале июня 2011 года в фонды Гатчинского дворца-музея поступила икона «Введение Богородицы во Храм». Уникальный объект культурного наследия был передан из Росохранкультуры.

Икона Введение Богородицы во Храм
Икона «Введение Богородицы во Храм»
Икона «Введение Богородицы во Храм» была выполнена известным мастером с Афона монахом Козьмой Агриотом. Ее размер 52 х 42 см и вес около 8 кг. Это был ценнейший подарок Александру III в честь 10-летия его коронации. Икона вырезана из кипариса. Вечнозеленому дереву придается священное свойство. Кипарис часто изображается в райских садах, его сажают на кладбищах. Древесина кипариса весьма прочная и со временем темнеет. Например, в Гатчине из кипариса был выполнен красивый иконостас в Павловском соборе по настоянию его архитектора Романа Ивановича Кузьмина.

Резная работа иконы - тончайшая и хорошо сохранилась. На ней изображен Иерусалимский храм, в который привели трехлетнюю Марию ее родители. Когда благочестивой бесплодной паре - Иакиму и Анне была дарована дочь, они дали обет посвятить дочь Богу. В Храме маленькую Марию принял ветхозаветный первосвященник Захария и ввел в заповедную часть - Святая святых. Изображение выполнено объемное, уводящее вглубь Храма. В Храм ведет многоступенчатая лестница. Многочисленные колонны, арки поддерживают своды боковых ярусов и центрального нефа, украшенного роскошной люстрой. Все подчеркивает торжественность события: «Возопием, яко ангел: Радуйся, едина в женах благословенная».

Икона до войны хранилась во дворце-музее, но не была эвакуирована. Затем она была вывезена оккупантами в качестве трофея. В 2007 году на аукционе «Кристис» икону купил коллекционер Владимир Лонгвиненко. Удивляет, что коллекционер узнал о том, что икона принадлежала Гатчинскому дворцу и была подарена Александру III уже после покупки, когда прочитал надпись на обратной стороне иконы, которая была заклеена «какой-то клеенкой». Ведь все специалисты знают, что «история бытования» картины или иконы часто можно проследить по тыльной стороне: по сохранившимся надписям, номерам. Сейчас стоимость иконы по экспертным оценкам превышает 80 млн. рублей.

Прошло время, и вот еще одна святыня вернулась в Гатчину, в родной дом. Вскоре драгоценную икону покажут во дворце на «Выставке одного предмета».

В. Федорова

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»