«При деревне Гатчине госпиталь»


Проспект Императора Павла I — исторически сложившаяся главная магистраль города Гатчины. В конце XVIII в. застройкой проспекта, бывшей Большой дороги, началось городское строительство в Гатчине. Большая дорога составляла одну из пяти частей города, поделенного «по Высочайшему повелению» на районы. Чтобы застройка шла быстрее, желающим не только раздавались земельные участки, но и оказывалась материальная помощь для возведения зданий.

Гатчина. Бывший госпиталь До сих пор одним из интереснейших архитектурных ансамблей, примыкающих к проспекту, является бывший больничный городок, состоящий из здания больницы, или бывшего госпиталя (сейчас здание Городской администрации), богадельни (здание стоматологической поликлиники), бывших домов врачебного персонала и других служебных помещений слева и справа от больницы, а также площади перед больницей (Ленинский сквер) и территории за богадельней (детская площадка «Юность»). В планировке больничного городка доминирует здание бывшего городского госпиталя. Оно представляет значительный интерес как памятник общественной архитектуры начала XIX в., имеющий художественную и историческую ценность.

Впервые госпиталь появляется на планах г. Гатчины в 90-х гг. XVIII в. Он находится посередине Большой дороги между площадью Коннетабль и крепостью Ингербург в глубине участка. Большей частью проспект еще не застроен, поля и пашни остаются даже в районе теперешней Красной улицы и за зданием госпиталя.

Помимо планов и чертежей, нами обнаружено большое количество архивных документов по истории больничного городка, которые были использованы для проекта реставрации здания и территории в 80-х гг. XX века (автор проекта реставрации — И.М. Селуянова, архитектор «Леноблпроекта»).

План конца XVIII века
План конца XVIII века
Так, в Российском государственном историческом архиве хранится «Дело о строительстве госпиталя», где читаем: «1793 года февраля 20 дня в Гатчинской конторе Охтинский житель Федот Федоров сын Окорчев договорился построить при деревне Гатчине госпиталь». Добавим, что в это же время Окорчев строит в парке на озере здание Гавани, или Адмиралтейство.

Строительство госпиталя должно было закончиться к сентябрю 1793 г., однако работы затянулись до конца 1795 г.

Дело в том, что подрядчика Ф.Ф. Окорчева отстранили от работ по госпиталю за превышение сметной суммы (16880 руб. 65 коп.).
В результате Окорчев разорился и в последующие годы вел унизительную тяжбу с Гатчинским правлением, жалуясь и объясняя императору Павлу I и его сыну императору Александру I, что смету он превысил не по собственной воле, а покупая материалы на строительство по более высокой цене из-за устной договоренности с прежним управляющим Гатчиной Бенкендорфом.
Строительство госпиталя и гавани было закончено без Окорчева «за счет казны» и уже при новом управляющем — бароне фон Борке.

Хочется отметить, что архивные документы даже по строительству каких-нибудь сооружений дают не только сухие сведения о работах, но часто свидетельствуют о судьбах людей того времени.

Например, еще один мастер разорился во время строительства госпиталя. Это гончар Иоганн Щульц, который устанавливал голландские печи. Вот как начинается одно из его прошений: «Всепресветлейший державнейший Великий Государь Император Павел Петрович... К стопам Вашего Императорского Величества припадаю и прошу Высочайшей милости...» А ведь он работал до строительства госпиталя в Гатчинском, Царскосельском и Мраморном дворцах.

Кроме этих мастеров в окончании работ по госпиталю в 1794— 1795 гг. принимали участие такие, как Зайцев, Пискунов, Валиков, Степанов и многие другие, безымянные рабочие. О них коротко сообщалось в «рапортах о находящихся при Гатчине рабочих людях казенных нанятых месячных и разводных...», которые регулярно подавались Павлу Петровичу. По ним тоже можно судить о ходе строительства госпиталя: «в феврале месяце 1794 года — в лазарете шпиль строят 15 человек, в марте - брусья для колокольни тешет 11 человек, карниз делает и подшивает 10 человек, пол стелет 6 человек» и так далее.

Особую иконографическую ценность для исследования Гатчины конца XVIII в. представляют так называемые «Атласы», или «Кушелевские альбомы». Это три прекрасно оформленных альбома в сафьяновых переплетах с планами, чертежами и акварельными картинами павловской Гатчины, которые создавались под руководством генерала Г. Кушелева и были преподнесены императору Павлу I в 1799 г. Два из них хранятся в Гатчинском дворце-музее, а третий — в Музее архитектуры им. Щусева. В каждом из альбомов имеется по варианту чертежа госпиталя с незначительными отличиями.

Изучая все вышеперечисленные документы, можно представить, как первоначально выглядел Гатчинский госпиталь.

Проект Гатчинского Госпиталя. Около 1792 года
Проект Гатчинского Госпиталя.
Около 1792 года
Здание было двухэтажным: первый этаж каменный, «из тесанной плиты», второй — деревянный, обшитый тесом и оштукатуренный. Госпиталь имел двускатную крышу с аттиками и слуховыми окнами, увенчанную шестигранной крышей и колокольней со шпилем, часами, шаром и крестом. Длина здания «с крыльками» составляла 28 сажен, то есть приблизительно 62 м, а ширина 9 сажен, высота до крыши — 14. Главный фасад госпиталя, который был обращен в сторону Большой дороги, украшала «скульптурная работа с вырезанием слов». На одном из чертежей госпиталя мы видим на фронтоне мальтийский крест.

Под «куполом» и колокольней на втором этаже была устроена церковь во имя Св. Николая Чудотворца, освящение которой состоялось 25 марта 1794 г. протоиереем Исидором Петровым Гатчинским.

Так как церковь предназначалась только для больных, то помещение было небольшим — комната в середине анфилады, выходившей окнами на Большую дорогу. Изображение интерьера церкви не обнаружено, но сохранились документы на изготовление «налоя», столов, «точение шандалов» и «к шандалам трубок для постановления свечей». Каменный фасад первого этажа был членен рустованными пилонами, между которыми находилось по два, а в центре по три окна.

В плане госпиталь представлял собой прямоугольник с боковыми пристройками. На обоих этажах по продольной оси проходили длинные коридоры с анфиладами комнат с каждой стороны. Лестничные марши находились в боковых флигелях и с двух сторон центрального помещения. В госпитале было сделано две русских печи, двенадцать голландских кафельных и очаг.

Несколько слов нужно сказать об имени архитектора, автора Гатчинского госпиталя. К сожалению, прямого указания на авторство ни в документах, ни на чертежах нет. Однако в некоторых счетах по строительству попадается имя архитектора В. Бренны, который очень много работал в Гатчине в эти годы: «Следующие Г-ну архитектору брену денги... изачерное листовое железо употребленное напокрытие гошпи-тальной кровли 1223 рубли 7 копеек споловиной...»

Вероятнее всего, В. Бренна, как и во многих случаях в Гатчине, в проекте госпиталя использовал какие-то аналогии, и под его «смотрением» шло строительство. Одновременно с появлением госпиталя осуществлялось обширное благоустройство территории вокруг него. Так как госпиталь находился в глубине от Большой дороги, то перед ним была создана площадь с дорожками, «с насыпкой оных песком», остальная часть — выложена дерном.

В центре площади был устроен колодец из пудостского камня, такой же как против немецкой кирхи, которая тоже находилась на Большой дороге. По сторонам площади были построены «покои» для доктора, аптека, столярная мастерская и «новая караульня». Таким образом, сразу можно говорить о создании госпитального городка в Гатчине. В связи с объявлением Гатчины городом указом от 11 ноября 1796 г. госпиталь числится как «городовой» на 25 человек, с утвержденным штатом и аптекой.

В основном, пациентами госпиталя были военные «гатчинских войск», воспитанники сельского воспитательного дома и служащие Дворцового правления. Лечение вначале было бесплатным. Известны имена медицинского персонала госпиталя: старший врач Михаил Михайлович Робек, который до 1803 г. работал в Гатчине, а затем в Мари-инской больнице для бедных в Санкт-Петербурге, лекари — Лука Прокофьевич Гусаковский и Павел Игнатьевич Крутиков, аптекарь Илья Кириллович Грозов. Это были люди не только профессионально подготовленные, но и с очень интересными судьбами.

По завещанию после смерти императора Павла I Гатчина переходит в собственность императрицы Марии Федоровны. Здесь она проводила лето и часть осени, здесь она скорбела о безвременной кончине мужа. Первой своей обязанностью Мария Федоровна считала воспитание детей. В год убийства Павла I младшим сыновьям было — Николаю -четыре года, Михаилу — два, а младшей дочери Анне — шесть лет.

Второй обязанностью императрица ставила заботу о неимущих и страждущих, о сирых и убогих — в этом она находила «утешение и отраду». Мария Федоровна не щадила средств и «щедро жертвовала из Собственной казны» крупные суммы.

Так, в 1804—1805 гг. на месте обширного сада позади госпиталя по ее инициативе и частично на ее средства была построена богадельня, или Дом для бедных. Кроме этого, ею в Гатчине был построен Дом для слепых и было положено основание сельскому сиротскому институту и др.

Здание Богадельни сохранилось без изменений до нашего времени. Оно отличается своеобразием архитектурного решения. Авторство приписывается известному русскому архитектору А. Н. Воронихину. Однако, изучая материалы по истории госпитального городка, найти ссылку на этого архитектора не удалось. Известно, что А. Н. Воронихин работал в Гатчине «по переделкам дворца» в первое десятилетие XIX в. В книге В. Макарова и Н. Петрова «Гатчина» дается следующее описание этого здания: «Одноэтажное каменное здание богадельни, или Дома для бедных, как называли его в начале XIX века, очень просто по своему облику, но монументально и выдает руку большого мастера».

На плане Гатчины 1816 г., который является своеобразной фиксацией того, что было к этому времени построено, изображен весь госпитальный городок. Украшением этого района Гатчины, без сомнения, было здание госпиталя. При всей простоте и лаконичности архитектурного решения, которое напоминало здания петровского времени, госпиталь являлся оригинальным образцом гражданского строительства и своим силуэтом с башенкой и шпилем определял панораму центральных улиц растущего города.

В. Федорова
продолжение


Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»