Греческая галерея - музей скульптуры


Греческая галерея - это парадный интерьер, который оформлялся с конца XVIII до середины XIX веков. Она находится на 2-м этаже полуциркульного корпуса. Через Греческую галерею и рядом расположенные комнаты существует проход из Главного корпуса в Арсенальное каре. Симметрично ей расположены другие тоже изогнутые дугой галереи: Оружейная и Чесменская, ведущие в Кухонное каре. К сожалению, их восстановление предстоит только в будущем. Галереи-коридоры были и в Арсенальном каре: Готическая, Китайская, Японская. Даже названия галерей говорит о том, что в них размещались дворцовые коллекции произведений искусств разных стран.

Восстановленная Греческая галерея в Гатчинском дворце
Восстановленная Греческая галерея
Восстановленная Греческая галерея в Гатчинском дворце
Восстановленная Греческая галерея

Греческая галерея посвящена искусству Древней Греции, Рима. В ней находилась часть коллекции скульптуры, которая собиралась владельцами дворца. Подобные залы были неотъемлемой частью многих европейских дворцов и как утверждали классики: «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».

История Греческой галереи началась именно 250 лет назад - в то время, когда для графа Григория Орлова архитектор Антонио Ринальди начал возводить «увеселительный замок» для летнего отдыха. По замыслу архитектора, гуляя по открытым, освещенным солнцем, украшенным мраморной колоннадой и скульптурой галереям, хозяин дворца и его гости могли бы любоваться живописными окрестностями. Перед дворцом простирался зеленый луг, а вдаль уходили широкие лесные просеки к далеким деревенькам.

Западный фасад Гатчинского дворца. Фото Галины Пунтусовой
Западный фасад Гатчинского дворца
Однако в этот раз итальянский архитектор родом из Неаполя не учел условий климата русского севера. Из-за дождей, снега и зимних морозов открытые галереи начали разрушаться.

Поэтому в 90-е годы XVIII века во время перестройки дворца уже для нового владельца вел. князя Павла Петровича, другой итальянский архитектор Винченце Бренна, разобрав колоннады, заложил стены украшенные полуколоннами и получил тем самым дополнительные помещения. Надо отметить, что В. Бренна использовал для облицовки черницкую плиту, которая отличалась от пудосткого камня красноватым оттенком из-за вкраплений железа и добывалась в карьерах деревни Черницы. Это разнообразило цветовое решение фасадов дворца.

Вначале новая галерея называлась «Белой», «Переходом в театр» и только в середине XIX веке стала Греческой.

Работы по восстановлению исторического облика Греческой галереи начались в 2008 году. Во время Великой Отечественной войны галерея, как и другие залы Главного корпуса, была разрушена. Мне не забыть то время, как после освобождения от служб «Электронстандарта» это холодное с гипсовой пылью помещение, на стенах которого еще частично уцелели фрагменты лепки, служило последней мастерской для замечательных реставраторов, которые подарили нам красоту первых возрожденных залов, скульпторов-лепщиков Л. Стрижовой и В. Александрова. Очень жаль, что им не пришлось поработать над лепным убранством и этого зала.

Теперь над восстановлением Греческой галерее трудились мастера ООО «Строители культуры» (начальник Самусенко А.Ю), а лепные работы (лепка потолка, барельефы, медальоны и др.) выполняла мастерская под руководством скульптора Барановой М.А. В ее команде работали скульпторы Баранов Я.А., Кривоносов Д.А., Колесников А.Н., Мурашов А.Н.

За основу восстановления парадного интерьера, его оформления и убранства была взята 2-я половина XIX века, т.к. на этот период сохранилось наибольшее количество исторических документов и изображений. Ценнейшими из них являются акварель Э.Гау и послевоенные фотографии М.Величко. Также в годы войны из этого зала были спасены 4 картины Губера Робера, большая часть скульптуры, часть осветительных приборов и мебели.

Сегодня галерею вновь украшают лепные орнаменты и многочисленные барельефы. На слегка тонированных желтым цветом стенах белые барельефы прямоугольной формы чередуются с большими овальными медальонами. Барельефы представляют собой многофигурные лепные картины со сценами из античной жизни, в том числе изображают вакхические шествия и танцы, а медальоны с лепными профильными головками юношей и девушек.

Ниже расположены еще 16 круглых небольшого размера гипсовых медальонов с профильными портретами царей Спарты. Это - копии, выполненные с подлинных из бронзы, которые, как предполагают, принадлежали еще Г.Орлову. Именно с их появлением за галереей закрепилось название Греческой.

Как и раньше, основу экспозиции составляет круглая скульптура. До 1941 года вдоль стены на пьедесталах стояли 3 мраморные статуи копии XVIII века: «Афродита Анадиомена», «Ганимед, кормящий орла» и «Аполлино». Они были спасены: «Найдена почти вся скульптура Греческой галереи, что в соединении с эвакуированными из Греческой галереи картинами Гюбера Робера дают возможность полностью восстановить убранство Греческой галереи»,- было написано в протоколе музейного совета от 13.12.1944 года. И если «Аполлино» (молодой Апполон) после реставрации Белого зала был возвращен в Гатчину, то две другие статуи до настоящего времени принадлежат Павловскому дворцу-музею. Поэтому пошли на компромисс: взамен установили статуи из искусственного мрамора, выполненные петербургским скульптором И.И. Пентешиным «Нимфа источника» и «Купальщица». Это авторские повторения реплик с работы Э.М. Фальконе.



Кроме статуй на лепных консолях галереи размещены 18 мраморных бюстов. 12 из них изображают портреты первых римских императоров: Юлия Цезаря, Октавиана Августа, Тита, Тиберия, Нерона, Калигулы, Веспасиана и др. Эти бюсты из первоначальной коллекции Г.Орлова и были куплены И.И. Шуваловым в Италии в 1769 году. После перестройки галереи к ним добавили еще 6, такие как бюст испанского короля Филиппа III, неизвестные портреты женщины, юноши, римлянина и др.

Также не вернулись в Греческую галерею и подлинные живописные полотна знаменитого французского художника Губера Робера, известного как «живописец руин»: «Собрание античных зданий Франции», «Собрание древних зданий Рима», «Пожар Рима», «Триумфальный мост». Они сегодня украшают стены Танцевального зала в Павловском дворце. С них выполнили лишь копии для галереи. И это печальное продолжение послевоенной истории Гатчинского дворца по возврату гатчинской исторической коллекции. Хотя хорошо известна «история бытования» этих картин.

Так, в 1782 году Павел Петрович, путешествуя по Европе, посетил в Париже мастерскую художника, которого высоко ценил и заказал картины для своего дворца на Каменном острове. Гатчинский дворец еще принадлежал Г.Орлову. Но с 1797 по 1800 год они уже находились в Гатчине.

Затем Павел I приказал отправить полотна Г. Робера во вновь построенный Михайловский замок в Петербурге. И только после убийства императора его супруга Мария Федоровна взяла их в Павловский дворец, как и многие вещи, напоминающие ей о Павле. Однако, как она записала в своем завещании картины «должны возвратиться в Гатчину, которой они принадлежат».

Вот в 1840 году Николай I и выполнил завещание матери, поместив полотна в Греческую галерею, из которой они были эвакуированы во время войны в Сарапул за Урал первым эшелоном.

Галерею освещают эффектные хрустальные фонари, названные «гатчинскими» в виде перевернутого колокола. По сохранившемуся фонарю XVIII века была восстановлена вся коллекция.

Из мебельного убранства в галерее вдоль стены расставлены ломберные столы, столики-бобики, стулья и кресла работы мастеров XVIII-XIX вв.




Поразительный и неожиданный эффект производят шторы из шелка оранжево-пунцового цвета. Это как языки пламени, которые перекинулись на окна с пожара горящего Рима на полотне Робера. Вновь их изготовление было сложным и дорогим делом.

Вместе с Греческой галерей также были открыты рядом расположенные комнаты: «комната Ротари» и «комнаты за Греческой».

Ротари Пьетро Антонио. Автопортрет. 1756
Ротари Пьетро Антонио. Автопортрет. 1756
Расположенная следом за Греческой галереей «комната Ротари» повторяет ее архитектурную отделку. Но в отличие от галереи на стенах этого небольшого проходного помещения развешены очаровательные портреты «женских головок» или «девушек в костюмах» знаменитого итальянского художника Пьетро Ротари (1707-1762). Они появились во времена Николая I. Однако часть портретов поступила в Гатчинский дворец еще при Г. Орлове, а потом принадлежала Павлу. Интересно, что даже дом в Ингербурге фаворитки Павла Екатерины Нелидовой был украшен такими портретами.

П. Ротари был очень популярен со времен императрицы Елизаветы Петровны. Он «написал почти весь двор и множество частных лиц и дам». Его «головки девушек» и сегодня украшают Большой дворец в Петергофе, Китайский в Ораниенбауме и др.

«Комнаты за Греческой - это несколько небольших комнат с коридорами, которые первоначально были за открытой колоннадой и выходили окнами в Собственный сад. В разное время они использовались как жилые комнаты. Сегодня в них открыта экспозиция, которая знакомит посетителей с повседневной жизнью дворца рубежа XIX-XX вв. В ней представлены предметы из фондов музея: мебель, живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства.

Помещения оформлены как типовые квартиры придворных служащих высокого ранга с кабинетами, гостиными, спальнями, ванными комнатами и помещениями для прислуги. Одна часть комнат - это «женская половина», другая «мужская». Известно, например, что в 1910 году квартира предоставлялась графине Е.Л. Камаровской, которая была попечительницей детского Ксенинского приюта в Москве, а также воспитательницей старшей дочери Ксении Александровны внучки Александра III. В своих воспоминаниях графиня оставила описание этих комнат: «… Меня подвезли к центральной части дворца; я вошла на второй этаж, где для меня была отведена небольшая квартирка: передняя, большая гостиная с круглым столом посередине, у окна письменный стол, затем прекрасная спальня, ванная и комната для горничной. Комнаты Ирины Александровны находились рядом с комнатами младших мальчиков, в так называемом Арсенальном каре, тоже на втором этаже, и я коридором быстро добиралась до них… Подо мной были комнаты, в которых когда-то жил император Павел I».

А после революции 1917 года в одной из квартир жил Валентин Платонович Зубов первый директор создаваемого музея, искусствовед, доктор философии, а также правнук Николая Зубова одного из убийц Павла I и праправнук Суворова.

С возрождением каждого нового исторического интерьера постепенно возвращается былое величие и всемирная слава Гатчинского дворца.

Валентина Федорова
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»