Последние «осколки» старого режима
В конце своей статьи А.В. Бурлаков писал: «В следующем году (т.е. 1918-м - В.Н.) церковь была закрыта. Судьба ее святых реликвий до сих пор неизвестна». Попробую прояснить эту загадку. Сразу же после закрытия Советом Гатчинской Трудовой Коммуны (далее - СГТК) Свято-Троицкой церкви при Реальном училище, в Совет поступило заявление Совета Попечительства училища о передаче ее имущества на «хранение председателю хозяйственного комитета Гатчинского реального училища». 12 июля на заседании СГТК принял решение: «Просьбу, как немотивированную, отклонить. Ускорить передачу имущества, согласно предыдущего постановления». Кому и Куда - ни в одном из предыдущих протоколов заседаний адрес не зафиксирован. Следы обнаруживаются только в документах 1922 года. 2 мая того года отдел управления Гатчинского горсовета на запрос Губисполкома о закрытых культовых учреждениях сообщал, что «закрытых и ликвидированных церквей и монастырей не имеется; имеются только лишь закрытые домовые церкви». В справке, в графе «Церковь реального училища» значится: «Запечатана в 1918 году. Все церковное имущество по распоряжению местной власти передано в Суйдинскую волостную церковь, находящуюся в Гатчинской волости, ст. Суйда. Опись представлена быть не может».

Гатчина. Реальное училище Александра III
Гатчина. Реальное училище Александра III
Гатчина. Реальное училище Александра III
Гатчина. Реальное училище Александра III

Судьба Суйдинской церкви изучена А.В. Бурлаковым и довольно подробно изложена в изданном им в мае 1992 года в альманахе «Суйдинские храмы». Как писал он в нем «... 4 ноября 1964 года старый суйдинский храм погиб от пожара при весьма загадочных обстоятельствах». Думаю, что Андрей Вячеславович, неутомимый и пытливый исследователь родного края, точку в этой истории еще не поставил.

II
Закрытие Свято-Троицкой церкви в Реальном училище тесно связано с судьбой директора училища П.Н.Гензеля. В своей публикации пятилетней давности, я, располагая имеющимися в моем распоряжении сведениями, писал, что Петр Николаевич был «первым директором новой советской школы», образованной вместо реального училища. Это не совсем верно. Обнаруженные в архиве г.С-Петербурга документы преподносят иные факты. Обратимся к ним.

28 июня 1918 года Совет Гатчинской Трудовой Коммуны, проходивший под началом Председателя Гатчинского Совета рабочих и красноармейских депутатов Н.Я. Кузьмина запротоколировал свое заседание (стилистика сохранена);

«Слушали: В Гатчинском Реальном училище до сих пор не осуществлено отделение церкви от школы: 1) церковь при училище домашняя и как таковая функционирует; 2) при этой церкви соорганизовался приход из родителей: черносотенных педагогов вроде б.директора этого училища Петра Николаевича Гензеля и лиц к РУ совсем не причастных; 3) бывший казенный преподаватель Закона Божия священник Калачев пользуется казенным помещением с некоторыми видами от казенного довольства - дровами, например.

Постановили: Ввиду того, что все изложенное недопустимо и по формальному основанию, как противоречие декрету об отделении церкви, потому что образовавшееся при церкви училище приходское братство ставит своею главнейшей целью воздействие на молодежь не столько религиозном, сколько в духе развития церковного ханжества - все это необходимо решительно пресечь. 1) Бывш. директора училища Петра Николаевича Гензеля теперь преподавателя училища, живущего в помещении училища, как яркого представителя подколодной контрреволюции, выслать из Гатчины в кратчайший срок без права появления в Гатчине. 2) Церковь при реальном училище как домашнюю закрыть. 3) Священника Калачева Александра выселить из казенного дома в кратчайший срок и дом употребить на учебно-воспитательные цели.

Проведение в исполнение постановления Совета Коммуны возлагается на отдел по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией совместно с Культурно-просветительным отделом».

Такое решение властей всколыхнуло общественность города. В городской Совет начали поступать ходатайства о смягчении постановления в отношении указанных в нем лиц. На следующем своем заседании 5 июля Совет Коммуны рассматривал одно из них.

«Слушали: Заявление Учительского союза по вопросу о высылке из Гатчины б. директора Реального училища Гензеля, Председатель Учительского Союза Леонид Гаврилов указывает, что Гензель болен острой формой туберкулеза и как педагог представляет из себя крупную величину - просит дать Гензеля ему совместно с учительской корпорацией Реального училища на поруки.

Постановили: После разъяснения со стороны ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности и Других членов Совета, что Гензель имеет за собой определенное контрреволюционное прошлое, старался замедлить, не проводить в жизнь декретов Совета Народных Комиссаров и т.д. - прежнее решение Совета Коммуны о высылке остается в силе».

III
13 июля известный петроградский юрист И.М. Ковшаров, избранный на состоявшемся в марте 1918 года на петроградском съезде духовенства и мирян комиссаром по общеепархиальным делам (расстрелян по приговору ревтрибунала в 1922 г., в 1992-м канонизирован) направил в Петроградский губисполком следующий протест: «Трудовая коммуна г.Гатчины постановила: закрыть храм в здании местного реального училища, использовав само помещение храма для надобности коммуны; выслать из Гатчины настоятеля храма при реальном училище прот. Александра Калачева в Ярославскую губ., директора реального училища П.Н. Гензеля в Калужскую губ. и запретить въезд в Гатчину и совершение обязанностей настоятеля местного павловского собора прот. Иоанну Богоявленскому.

Председатель Гатчинской комиссии по борьбе с контрреволюцией Серов сообщил представителю гатчинского приходского совета основания, побудившие коммуну принять вышеуказанные меры.

По словам Серова, храм при реальном училище закрыт на основании декрета «О свободе совести». Гатчинской коммуной, по словам Серова, решено закрыть вообще все домовые церкви г. Гатчины и использовать помещения этих церквей для надобностей коммуны. О таковом решении коммуны, по заявлению Серова, было известно директору реального училища П.Н. Гензелю и настоятелю храма священнику Калачеву. Ввиду того, чтоэтими лицами храм Не был закрыт и богослужение в нем совершалось, П.Н. Гензель и священник Калачев за неповинование Советской власти высылаются из пределов Гатчинской коммуны.

Прот. И. Богоявленский, по заявлению Серова, выселяется из Гатчины за антисоветскую пропаганду.

Вышеуказанное постановление Гатчинской коммуны неправильно по следующим основаниям.

На точном основании декрета «О свободе совести» в пределах Республики, в силу 2 статьи декрета, запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести. Между тем, постановление Гатчинской коммуны о закрытии храма при реальном училище является именно постановлением, лишающим целую общину, объединяющуюся при храме, возможности исполнять религиозные обряды и самым грубым образом стесняющим свободу совести целой группы граждан.

После обнародования декрета «О свободе совести» храм реального училища был отделен от школы, что представилось возможным по местным техническим условиям. При храме существует организованный еще до издания декрет приход (религиозный коллектив) который на основании 12 стать декрета имеет право пользоватьс храмом и предметами, назначен ными для богослужебных целей.

Неправильно также постановление коммуны о национализации помещения самого храма. Находящийся при училище храм и квартира священнослужителя выстроены на пожертвованный гражданином Балясовым капитал. Ввиду разъяснения декрета управляющим делами Совета Народных Комиссаров в том смысле, что имущества приобретенные на средства церковных общин, а также подаренные, пожертвованные и завещанные частными лицами, не подлежат переходу в народное достояние постановление Гатчинской коммуны о национализации помещения храма представляется незаконным.

В связи с неправомерною постановкой основного вопроса о закрытии храма при реальном училище отпадает, как вытекающий из него, вопрос о высылке из Гатчины директора реального училища П.Н. Гензеля и настоятеля храма отца Калачева.

Что же касается высылки из Гатчины прот. И.Богоявленского якобы за антисоветскую пропаганду, то председателю местной комиссии по борьбе с контрреволюцией хорошо известно, что кратковременный арест прот. Богоявленского вызвал волнение среди народа в Гатчине, и только возвращение отца Богоявленского в Гатчину успокоило народный гнев. Прот. Богоявленкий, как представитель христианской церкви, по учению которой противление существующей власти недопустимо, не может вести противосоветскую пропаганду. Доказательств пропаганды прот. Богоявленского в распоряжении председателя комиссии Серова нет.

Ввиду изложенного, во исполнение прямого требования закона «О свободе совести» и в целях успркоения Гатчинского приходского народа необходимо отменить постановление Гатчинской коммуны о закрытии храма при реальном училище и о высылке из Гатчины священников Калачева и Богоявленского и директора училища П.Н. Гензеля».

О письме Ковшарова в губисполком стало известно в Гатчине. 15 июля, в опережение решения вышестоящих органов, СГТК снова обсудил вопрос о высылке Гензеля и оставил его в силе. Совет Коммуны поручил культурно-просветительскому отделу изъять предметы религиозного культа из всех учебных заведений города. В один день с заседанием Гатчине, в губисполкоме рассматривался протест Ковшарова. К его заявлению здесь отнеслись более внимательно. В принятом пост новлении было сказано:

«Сообщить в Гатчинский совдеп о том, чтобы означенное в сем заявлении постановление о закрытии церкви и высылке поименованных лиц до рассмотрения и санкционирования губсоветом в исполнение не приводилось, запросить с сообщением текст сего заявления, мотивы и прочие имеющиеся данные, послужившие основанием упомянутого постановления».

При повторном рассмотрении протеста, в котором участвовал заместитель комиссара Гатчинских приходов В.К. Засыпкин (в первые годы советской власти в Гатчине к каждому приходу был приставлен комиссар), закрытие церкви реального училища было санкционировано, но высылка П.Н. Гензеля и священников отменена.
В.Николаев
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»