Мейсенский фарфор в Гатчинском дворце


Собрание фарфора, как и все другие собрания произведений, искусства Гатчинского дворца —это целое явление в йстарии русской культуры. Знакомясь с музейными экспонатами — фарфором декоративным и бытовым, — мы имеем возможность прикоснуться к жизни и быту тех, кто обитал в стенах таинственного, вызывающего удивление и восторг современников, Гатчинского дворца-замка.

XVIII век называют золотым веком европейского и русского фарфора. Знатоки и ценители фарфора на протяжении более чем двух столетий благоговели перед «белым золотом», как называли фарфор. Гордостью нашего собрания является мейсенский фарфор XVIII века. История его появления в Гатчине имеет много белых пятен. Но безусловно, что первые изделия мануфактуры в Саксонии появились в Гатчинском дворце при первом владельцев графе Г.Г. Орлове.

Екатерина II щедро наградила своих фаворитов. 17 миллионов, потраченные ею на подарки братьям Орловым, - эта впечатляющая сумма может характеризовать количество и качество этих подарков. В документах XVIII-века можно найти материалы, характеризуюшие вкус императрицы и ее щедрость. Среди Именных Высочайших указов кабинету встречаются многочисленные документы «О выписке из Саксонии фарфоровых изделий...». Именно в это время в Россию из Саксонии поступают лучшие образцы мейсеиской фарфоровой пластики, соединившие в себе элементы скульптуры и прикладного искусства. Это разнообразные фигурные группы, украшавшие интерьеры и нарядные столы во время дворцовых торжеств. В экспозиции музея, на 3-м этаже Главного корпуса выставлено несколько фарфоровых групп с композициями на мифологические и аллегорнческие темы. Все эти группы, выполненные с необыкновенной пластикой, созданы по моделям знаменитых мейсенских - скульпторов: И.И. Кендлера, Ф.Э. Мейера а др.

Привлекает в Гатчинской коллекции особый вид мейсенской пластики - фигуры, птиц, созданные по моделям Кендлера - одного из первых европеских скульпторов-анималистов. Пластичность фарфрровой массы, тончайшая высокохудожественная роспись и талантливые руки мастера придают необычайную жизненность этим фигуркам в виде павлина, лебедя, птички на ветке и др.


Среди разнообразных заказов Екатерины II на Мейсенскую мануфактуру был и заказ об изготовлении серии масленок. Удалось найти архивные материалы, подтверждающие этот заказ императрицы. Перечень масленок в этом документе и в нашем собрании совпадает: масленки в виде, птички-куропатки, в виде яблока, персика, лимона, груши, граната и артишока. Нетрудно сделать и вывод, каким образом эти замечательные изделия оказались в Гатчинском дворце.

При втором владельце дворца, великом князе Павле Петровиче, позднее императоре Павле I, собрание фарфора значительно пополнилось европейским и русским фарфрром, Известен особый интерес Павла к произведениям искусства, и в частности к фарфору, который он очень ценил. Путешествуя по Европе, Павел и Мария Федоровна посещали все известные фарфоровые мануфактуры. Результатом этих посещений были значительные приобретения в виде подарков и покупок.

Две чашки, в характерной для XVIII века форме яйца, - вероятно, подарки, сделанные Павлу на Мейсенской мануфактуре. В росписи медальона изображен портрет Петра I, на другой — портрет Фридриха II. Павел всю жизнь почитал и старался подражать своему великому прадеду, а прусский король был для него всегда образцом государственного деятеля.

В XIX веке собрание фарфора продолжает расширяться. Одним из интереснейших интерьеров Гатчинского дворца этого времени был Дубовый кабинет в Арсенальном каре. Стены его были украшены резными дубовыми панелями, декоративными панно ручных вышивок, созданных императрицей Александрой Федоровной и ее дочерьми. На резных полочках-кронштейнах был выставлен мейсенский фарфор. Сейчас часть этого фарфора можно увидеть в экспозиции музея.

Остается проявлять терпение веру и надежду на то, что когда-нибудь знаменитые мейсенские фигурки будут находиться не в витринах, а займут свое историческое место

Р. Самсонова
Фото Г. Пунтусовой


Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»