Русский фахверк в Гатчине

Просматривая старые открытки милой моему сердцу Гатчины, невольно замечаешь, что некоторые дома, построенные в русском стиле, имеют яркие отличительные черты немецкого фахверка. Я пишу немецкого, хотя это не совсем точно. Известно, что дома подобного типа существовали в Голландии, Франции, Бельгии и других странах Европы еще до 1500 г., но в Германии этот стиль оказался наиболее живучим и массовым, и там даже сейчас можно увидеть дома, построенные в 1438, 1486, 1498 гг. Есть и более ранние сооружения.

Старая Гатчина
Старая Гатчина
Старая Гатчина
Старая Гатчина

Этимология слова фахверк происходит от немецкого Fachwerk, состоящего из Fach «отделение, секция, панель» и werk - «работа, сооружение».

Фахверк - строительная конструкция, несущей основой которой служит каркас из деревянных балок с промежутками, заполненными глинобитным материалом, кирпичом и т. п. Под фахверком понимается также и архитектурный стиль с использованием таких конструкций.

Таким образом, фахверк представляет собой каркас, образованный системой горизонтальных и вертикальных элементов и раскосов из деревянного бруса с заполнением промежутков камнем, кирпичом, саманом и другими материалами.

Фахверк играет роль не только конструктивного, но и декоративного элемента дома из бруса, расчленяя фасад на панели различной формы (а иногда и окраски) и придавая зданию своеобразный и весьма живописный вид.

Действительно, фахверковые дома чрезвычайно красивы. Заполнение межкаркасного пространства ранних построек выполнялось из дерева и часто, особенно в жилых домах из клееного бруса, украшалось резными панелями. Наивысший пик применения резных украшений в Европе пришелся на конец XVI - начало XVII веков. С течением времени фахверковые дома были заменены каменными, сначала из-за недостатка древесины, которая была нужна для плавильного дела, а позднее из-за высокой стоимости.

Входя в фахверковый дом, поражаешься его красоте и неповторимости царящей там атмосферы. Несущий деревянный каркас дома из клееного бруса не скрыт отделкой, что доставляет эстетическое удовольствие, вызывая ощущение гармонии с природой, тепла и уюта. Видно, чем именно обеспечивается прочность дома, поскольку несущие конструкции на виду, они «весомы, грубы, зримы». Кроме того, очевидным становится труд тех, кто постарался во время строительства. В каком-то смысле фахверковый дом является произведением искусства, а это в наше время серийности и поточного производства дорогого стоит.

Дома фахверк в Германии
Дома фахверк в Германии
Мини-дома в стиле фахверк в Германии
Мини-дома в стиле фахверк в Германии

Как известно, в России предпочитали другой тип построек – срубный, т.к. леса и бревен было в избытке. Фахверк встречался разве что по окраинам империи, где-нибудь в Прибалтике, и то с подачи немецких колонизаторов, которые предпочитали строить, как на родине.

В российских же усадьбах этот стиль кое-где появился лишь после воцарения Петра Алексеевича Романова. Царь был большой поклонник всего голландского и, конечно, не мог не обратить внимание на оригинальные и симпатичные строения.

Поскольку Петр был еще и плотник, и кузнец, и токарь и т. д., он быстро скопировал домостроительную технологию – с тем, чтобы применить ее на родине. Возникла мода на такие постройки, в частности фахверковые дома появились в шереметьевских усадьбах Кусково и Останкино под Москвой. Но большинство их до наших времен, увы, не дожили, и фахверк в нашем отечестве должной популярности не нашел. И вот почему.

Евгений Анисимов писал по этому поводу: «Все понимали, что самые надежные, теплые и красивые дома получаются из камня. Роскошен был дворец Меншикова на Васильевском, хорош был Летний дворец Петра, неплох Зимний дом государя. Но каменная стройка казалась царю долгой, материалы привозили издалека, многим людям каменный дом был не по карману. Поэтому Петр ухватился за способ строительства, который он и его сподвижники видели в Западной Европе. О фахверковом строительстве («прусском новом буданке», как его тогда называли) говорит указ Петра от 4 апреля 1714 г., который предписывает в Петербурге «деревянного строения не строить, а строить мазанки». Главное в фахверковом строительстве было, как тогда говорили, «обрешетить», т.е. связать вертикально поставленные в землю, точнее - в каменную основу, бревна системой брусьев и брусков: стоек, балок и раскосов. Возникший таким образом каркас назывался «решеткой». Стена дома и вправду походила бы на решетку, если бы на этом строительство и закончилось. Но с этого оно как раз только и начиналось. Снизу по периметру будущей постройки выкладывали кирпичный или бутовый фундамент, а пространство между стойками и раскосами заполняли глиной или кирпичом. После этого отверстия и пазы замазывали и выравнивали раствором серой извести, белили или расписывали под кирпич. Образцовый мазанковый дом построил сам Петр I возле Петровского моста, а второй стоял на Васильевском острове.

Дома фахверк в Германии
Дом фахверк в Германии
Те, кому довелось побывать в немецких, голландских городах и городках, на севере Франции, навсегда запомнили эти необычные для нашего глаза дома, даже целые кварталы островерхих, разноцветных фахверковых зданий. Белые, красные, желтые фасады этих домов причудливо «разбиты» на ромбы, квадраты, треугольники балками и раскосами, что придает всему дому и городскому пейзажу живописность и уют, особенно когда такой дом смотрится в воды тихого канала или реки. «Ребра» каркаса - все эти балки и раскосы - выкрашены в темный, черный или коричневый цвет, что особенно подчеркивает геометрию фахверковых стен...

Глядя на все это яркое городское богатство и вспоминая историю нашего города, я неизменно вопрошаю: а почему у нас нет такого? Ведь почти сразу с рождением города начали строить фахверковые частные дома и казенные здания. Этот вид строительства пользовался особой любовью государя, строителя образцового здания типографии на Городовом острове. После этого Трезини фахверковым способом начал возводить здание канцелярий на Троицкой площади и Почтового двора на Адмиралтейском острове (1714 г.), Госпиталя на Выборгской стороне (1716 г.), Главной аптеки (1722 г.) и многое другое.

Но по каким-то причинам фахверковое строительство угасло после смерти Петра, да и при нем некоторые здания стали перестраивать в каменные. Наиболее яркий пример - здание Госпиталя на Выборгской. В 1716 г. его заложили в мазанковом варианте, а уже в 1720 г. Трезини стал перестраивать его в камне. В чем же причина отхода от фахверка? Ведь Петру казалось, что строительство этого типа позволит сэкономить материал, ускорит стройку, украсит город. Но не получилось! Как и в других случаях, жизнь оказалась непреклоннее воли Петра.

Думаю, что, прежде всего фахверковые дома оказались холодными (вспомним, в Скандинавии таких домов почти нет!), стены их пропускали воду, промерзали. Вряд ли этот способ был пригоден в Петербурге: ненадежно и недолговечно. Да, вскоре ясно стало, что фахверк в Петербурге не прижился: богатые строили из камня, а бедные, как повелось с древности, из дерева... »

В настоящее время в Петербурге, по пальцам можно сосчитать дома, построенные в классическом стиле фахверк. А вот стилизованные под фахверк дома можно найти и немало, особенно в окрестностях.

* * *

Вглядимся повнимательнее в старые фотографии Гатчины XIX столетия.

Старая Гатчина
Старая Гатчина
Старая Гатчина
Старая Гатчина

Мы найдем элементы фахверка в Эстонской православной церкви (арх. Лопатин) в отделке верхнего этажа, в крайнем слева доме на Люциевской ул., других красивых домах Гатчины. Вертикальные деревянные балки или даже доски напоминают нам несущие балки классического фахверка, а пространство между ними заполнено не кирпичом или глиной, а простыми деревянными досками. Это я и называю русским фахверком. Здесь все из дерева и в доме тепло. И, хотя наш фахверк имеет скорее декоративное назначение, нежели конструкционное, он позволяет придать строению неповторимую русскую изюминку. Думаю, что многие старые дома в Гатчине были построены не только русскими архитекторами, но их коллегами-немцами.

На рубеже XIX-XX вв. в Петербурге и окрестностях творили: Иероним Севастьянович Китнер (1839-1929), Андрей Леонтьевич Гун (1841-1924), Давид Иванович Гримм (1823-1898) и его сын Герман Давидович (1865-1942), Роман Федорович (Роберт Фридрих) Мельцер (1860-1943), Василий Александрович Кенель (1834-1893), Максимилиан Георгиевич (Егорович) Месмахер (1842-1906), Виктор Александрович Шретер (1839-1929), Людовик Яковлевич Урлауб (1851-1897) и многие другие.

Великий князь Павел Петрович, как известно, любил все немецкое и в Павловском парке на месте старой водяной мельницы и лесопилки при ней повелел устроить павильон для отдыха посетителей, и знаменитая Пиль-башня (ее верхняя часть) была даже раскрашена под фахверк, хотя была выполнена полностью из камня.

Старая ГатчинаСтарая Гатчина
Старая Гатчина
Старая Гатчина
Старая Гатчина
Старая Гатчина

В настоящее время кое-где вырастают подобные дома из клееного бруса. Пока их довольно мало из-за сложности строительства (для нас это еще неосвоенная технология) и отсутствия специалистов. Но время идет, и чужой опыт постепенно прививается. Думается, тот час, когда в пригородах российских городов вырастут «голландские» или «немецкие» деревни и кварталы, не так уж далек.

* * *

Но вот прославленные бюргеры любят свои дома до такой степени, что научились изготовлять даже их уменьшенные копии в самых популярных среди моделистов масштабах 1:43, 1:72, 1:87, 1:120, 1:160, 1:220.

Массовое производство моделей домиков в Германии началось после окончания Второй мировой войны и развивалось параллельно производству масштабной железной дороги. Позднее такие производства открылись во Франции, Дании, Италии, США и Японии, а еще позднее в России. Однако по качеству исполнения, степени детализации и ассортименту никто пока не превзошел Германию. В этой стране масштабная железная дорога является своего рода национальным хобби. Здесь постоянно устраиваются выставки, семинары, мастер-классы, ежегодно издаются десятки книг, компакт-дисков, видеофильмов; есть даже телесериалы, посвященные железнодорожному моделизму.

Некоторые работы Томаса Бленке в масштабе  1-120
Некоторые работы Томаса Бленке в масштабе 1-120
Томас Бленк
Томас Бленк

Резонен вопрос: какой же должна быть технология строительства фахверк, чтобы дома простояли 500 лет и более? Вероятно, секреты этой технологии известны Томасу Бленку, бывшему каменщику из Ландсхута, который в своих моделях использует т.н. “зеленую технологию” - т.е. применяет только натуральные материалы - древесный шпон, камень и акварельные краски. Инструментами служат скальпель, модельная бор-машина, линейка и телескопическая лупа. Результаты работы поражают своим мастерством, точностью, качеством исполнения и реалистичностью, достигаемой художественными приемами, имитирующими старение.

Возможно, приехав однажды в Санкт-Петербург и познакомившись с его замечательными пригородами, Томас захочет воссоздать в моделях и некоторые дома старой Гатчины, которые послужит ярким примером русской зеленой технологии фахверк.

А.В. Зотов,
фото www.citywalls.ru, www.history-gatchina.ru
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»