210 лет в учении у Евтерпы

По мифологическим представлениям древних греков Евтерпа - одна из девяти муз - покровительствовала музыке и лирической поэзии. Ее имя — святое для музыкантов и мы, следуя традиции не разрывать прошлое с настоящим, приводим его в связи с исполняющимся в 2005 году 210-летием музыкального образования в Гатчине.

I
Здания в Гатчине,
в которых размещались
музыкально-образовательные
заведения

Здание Сиротского института

Здание Мариинской гимназии

Здание Реального училища

Воскресная школа
Павловского собора

Здание по ул. Чкалова, 51

Здание по ул. Чкалова, 32

Приоратский дворец

Музыкальная школа
им. Ипполитова-Иванова
Великий князь и будущий российский император Павел Петрович
Павел Петрович
Как вы думаете: кто был тем человеком, который первым распорядился обучать гатчинских детей музыке? Да все тот же неугомонный преобразователь Гатчины, Великий князь и будущий российский император Павел Петрович.

Создав свое гатчинское войско, он позаботился и о детях служивших в нем солдат и малообеспеченных офицеров. Еще в 1793 году в одном из флигелей своего Камеиноостровского дворца он открыл школу для детей бедных офицеров и солдат-инвалидов. В следующем году такая же школа была создана и при загородном дворце в Мариенбурге.

В 1795 году каменноостровская школа была присоединена к мариенбургской и вместо них был образован Военно-сиротский дом. Детей обучали здесь основам грамоты: чтению, письму, счислению, а также навыкам рукоделия, садоводству и земледелию. В том же году по личному повелению Павла Петровича было введено еще и обучение музыке. Мальчиков, проявивших способности, готовили по особой программе для пополнения музыкальных хоров (этим словом в старину обозначали и оркестры) батальонов гатчинского войска.

Вскоре после восшествия Павла Петровича на царский престол Военно-сиротский дом был переведен из Гатчины в Петербург и размещен в бывшем дворце дочери Петра I, Анны Петровны. В начале 1800-х годов на месте дворца было выстроено огромное здание для Екатерининского института благородных девиц. Оно и сейчас украшает своими классическими пропорциями набережную Фонтанки. Но уже давно помещения старинного здания занимают не классы и комнаты благородного заведения, а читальные залы и хранилища газетного, музыкального и других отделов Российской национальной библиотеки.

II
Мария Федоровна
Мария Федоровна
Продолжение истории музыкального образования в Гатчине связано с именем супруги Павла Петровича, вдовствовавшей императрицы Марин Федоровны. В 1811 году в основанном ею Гатчинском сельском воспитательном доме (СВД), впоследствии преобразованном в Сиротский институт, также было введено обучение музыке, но только девочек. Дело в том, что с этого и особенно после 1817 года, самых способных воспитанниц стали готовить к профессии домашних наставниц (гувернанток со знанием французского языка) и учительниц музыки.

После 6-летнего обучения в гатчинском СВД, те из девушек, кто выдерживал особые испытания, переводились в Петербургский воспитательный дом. Здесь, окончив специальный курс и освоив тонкости ответственной профессии, они получали звание домашних наставниц или учительниц музыки и по действовавшему тогда предписанию должны были «поступать в гувернантки непременно по губерниям и только учительницам музыки дозволялось оставаться в Петербурге». Так девушки из Гатчины разъезжались по всей стране, становясь воспитателями детей в помещичьих и буржуазных семьях. Спрос на гувернанток «русской природы» был повышенным, поскольку их содержание обходилось дешевле, чем иностранок, а по общему развитию они не уступали заезжим «мамзелям».

Ну, а что было с теми воспитанницами гатчинского СВД, кто не проявил или вовсе не имел способностей к педагогической и воспитательной деятельности или занятиям музыкой? После окончания основного курса в Гатчине их направляли в качестве обслуживающего персонала в различные благотворительные заведения Ведомства Императрицы Марии Федоровны.

В 1827 году в Гатчинском СВД был открыт мужской музыкальный класс, просуществовавший до конца 1840-х годов. Укомплектовать его способными к музыке детьми, по-видимому, было непросто. Так, при обследовании класса в 1834 году выяснилось, что из 42 учеников способными к музыке оказалось всего пятеро.

В 1848 году при гатчинском Сиротском институте был открыт женский пансион для приходящих учениц, преобразованный в 1867 году в женскую гимназию. Поскольку ее воспитанниц тоже готовили к профессии наставниц, их обучали светским обычаям и нужным в свете качествам, не последними из которых были умение музицировать, танцевать или петь. Поэтому в «нормальную учебную табель» гимназии были включены танцы и пение (с изучением начал музыкальной грамоты).

Наверное, небезынтересно будет узнать, как проводили время молодые люди сотню лет назад. Вот что рассказывала газета «Гатчина» за 23 февраля 1913 года о вечере в Гатчинской Мариинской гимназии (ныне ее здание занимает Центр образования г.Гатчины).

«13 февраля, - писала газета, - состоялся традиционный вечер, устраиваемый обычно выпускаемыми ученицами Мариинской гимназии. Молодые хозяйки приложили все свое умение и старание, чтобы скрасить и превратить помещения гимназии в уютные гостиные и зимний сад, и справились блестяще с задачей. Была масса цветов и зелени, из-за которой красиво белели бюсты древних богов и богинь. Старший класс был превращен в восточную гостиную, сплошь убранную персидскими коврами и восточной мебелью, где висячие фонари разливали мягкий полусвет.

Танцевали под оркестр воспитанников Гатчинского Сиротского института в зало старших классов, которое было красиво декорировано елками. Во время второй мазурки были поданы котильоны на украшения (т.е. в основной танец были вкраплены другие: вальс, полька и т.п. - В.Н.).

Танцами с искусством дирижировали воспитанники института. Вовремя антрактов молодые хозяйки любезно угощали гостей в мило убранных буфетах чаем, фруктами и мороженным. Много постарались для вечера главные распорядительницы».


III
Другими учреждениями, где готовились профессиональные музыканты, в Гатчине были воинские части: кирасирский полк и 23-я артиллерийская.

Они готовили музыкантов для пополнения своих оркестров, но только «штучно», обычно число воспитанников не превышаю 10-12 человек.

Профессиональное музыкальное образование получали ученики канторского отделения Финской учительской семинарии (1863-1918 гг.). Это отделение готовило канторов (учитель музыки, дирижер хора и органист) для евангелически-лютеранских приходов Ингерманландской церкви. В 1880-90-е годы в ней работал композитор и дирижер Моозес Путра, автор многих хоровых и инструментальных произведений, известных в Финляндии и среди российских финнов.

Вероятно, музыкальная грамота в необходимом объеме преподавалась и певчим церковных хоров православных храмов Гатчины. В некоторых случаях к руководству такими коллективами привлекались певчие Придворной хоровой капеллы, имевшие консерваторское образование.

Распространенным явлением в дореволюционной Гатчине (как, впрочем, и позже) было индивидуальное платное обучение музыке на дому. В 1912-1914 гг. известностью в Гатчине пользовалась частная музыкальная школа Софии Нарциссовны Гейнрихс, жены преподавателя Сиротского института. В ней были классы фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Публичные концерты - экзамены учеников школы пользовались популярностью среди гатчинских ценителей музыки.

IV
В советское время музыкальное образование стало доступным широким кругам населения. Оно развивалось как за счет сети высших и средних музыкальных учебных заведений, так и за счет всевозможных классов, кружков, любительских оркестров и хоров в клубах, домах культуры, избах-читальнях и т.п. Например, в 1920 году в штате Гатчинского Дома культуры состояли три преподавателя музыкальных классов: Е. Анфентьева, А. Степанова и Е. Шлезингер. И это после недавнего разорения города Северо-Западной армией Юденича!

Самым старым, известным и уважаемым учреждением музыкального образования в Гатчине, достойной продолжательницей традиций, заложенных еще в XVIII веке, является детская музыкальная школа им. М.М. Ипполитова-Иванова. За свою более чем 60-летнюю историю она дала начальное музыкальное образование сотням гатчинских детей. Многие из них продолжили свое образование в музыкальных училищах и консерваториях, стали известными исполнителями или педагогами.

Об истории этого учебного заведения написано немало. Здесь хотелось бы привести один документ, принятый исполкомом Гатчинского горсовета ровно через три месяца после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

Протокол № 10 заседания исполкома Гатчинского городского Совета депутатов трудящихся от 26 апреля 1944 года

Слушали:... 6. О восстановлении музыкальной школы в г.Гатчине.

Учитывая большое значение для художественного воспитания детей, исполнительный комитет Гатчинского городского Совета решил:
  1. Восстановить детскую музыкальную школу в Гатчине.
  2. Обязать заведующего ГорФО (городского финансового отдела) т.Прапорщикова передать в распоряжение ГорОНО (отдел народного образования) все имеющиеся на складе клавишные и струнные инструменты.
  3. Обязать директора средней школы т.Рыбакову выделить одну комнату для хранения музыкальных инструментов.
  4. Обязать зав.ГОРОНО т.Проценко подобрать художественного руководителя для музшколы и будущих учителей.
Председатель исполкома Горсовета Д. Игнатьев
Секретарь исполкома И. Федосеев.


Такое решение было принято, когда Гатчина лежала еще в руинах, когда полностью не была освобождена Ленинградская область, когда людям не хватало самого необходимого: пищи, одежды, жилищ. Давайте вспомним добрым словом всех, кто даже в то трудное время не забывал о достойном воспитании и образовании детей, о будущем нашего города.
В.И. Николаев, историк-журналист

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»