Письмо к статье «Электротранспорт в Гатчине»

Уважаемые коллеги!

Прочел в Вашем журнале "Гатчина сквозь столетия" статью В. И. Николаева "Электротранспорт в Гатчине". В ней был задан вопрос по монорельсу 1921 года:
Кто же был тот доброжелатель, который хотел связать наш город с губернским центром таким способом, не сам ли Ипполит Владимирович?
Сообщаю, что постройка дороги была начата по инициативе Петра Петровича Шиловского, изобретателя гироскопического монорельса.

Система Шиловского не имела отношение к подвесной системе Романова, а представляла собой более удачный вариант монорельса Бреннана.

Монорельсовый вагон, удерживаемый в равновесии гироскопом, должен был ходить по наземному пути в виде одного рельса. Сам монорельс Бреннана был признан бесперспективным, а вот система стабилизации Шиловского оказалась более эффективной о чем свидетельствует постройка Шиловским в 1912 году в Англии двухколесного автомобиля "Гирокар", который двигался устойчиво. Шиловский также запатентовал в России ряд изобретений, имевших важное военное значение, в частности, гиростабилизатор для морских орудий, и авиационный гирокомпас.

В 1919 году ВСНХ придал данной опытной дороге общегосударственное значение. Проект разработан группой инженеров, к теоретическому обоснованию монорельса были привлечены известныейшие ученые-механики России: И.В.Мещерский, П.Ф.Папкович, Н.Е Жуковский. Поезд должен был состоять из двух сочлененных вагонов, моторного и пассажирского, на 50 мест обтекаемой формы (по другим данным - общей вместимостью 400 пассажиров), приводимые в действие двумя двигателями по 240 л.с. с электропередачей. Скорость движения должна была доходить до 150 км/час.

За четыре месяца было построено 12 километров монорельсового пути (от Детского Села до Средней Рогатки), а предприятиям в Санкт-Петербурге был заказан подвижной состав. В мае 1922 года финансирование проекта иссякло. Шиловский эмигрировал в Англию, где продолжил работу в Sperry Gyroscope Company.

Более подробно о Шиловском и его монорельсе можно прочесть на моем сайте http://www.izmerov.narod.ru/monor/monor2.html

В свою очередь, не могли бы Вы сообщить следующую информацию о монорельсе Романова:
  • В каком году дорога была разобрана и чем это было в то время обосновано?
  • Сохранились ли на местности какие-либо остатки дороги (фундаментные камни опор, например)?
  • В статье также указывается о построенной в России монорельсовой дороге Вейса-Таля. Есть ли какие-либо сведения об этой дороге, когда она была построена и.т.п.?
С уважением
Олег Измеров, Брянск.

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»