Гатчинский дилижанс

Мозинские ворота - парадный въезд в орловскую Гатчину
Парадный въезд в орловскую Гатчину
В 1836 году жители Гатчины получили новое удобное средство передвижения - дилижанс. Было установлено первое регулярное сообщение между Гатчиной и Царским Селом.

Сейчас мы привыкли садиться на электричку или автобус и меньше, чем через час выходить в Петербурге, Павловске, Пушкине. Мало кто задумывался, как ездили жители Гатчины в прошлом. Тем не менее на дороги, - самый старый вид путей сообщения, - уже в 1817 году было обращено внимание строительного комитета.

В постановлении, изданном им о строительстве дорог, говорилось: «Дороги должны быть с обеих сторон означены вырытыми каналами; гладкая, ровная поверхность дорог должна составлять существенное устройство оных...; гати и плотины делать земляные (а не из дерева, требующего беспрестанных починок); стилку мостов производить из тесаных бревен, а не из кругляков и содержать в исправности; в опасных местах дорогу ограждать надолбами с перекладинами; на всех дорогах иметь верстовые столбы с указанием числа верст от одной станции до другой, и то одними крупными цифрами, а расстояния до городов, одну лишь пестроту составляющих, вовсе не делать; при разделении дорог иметь на перекрестках столбы с обозначением, куда ведет такая-то дорога; на границе каждого уезда иметь столбы с досками, на коих написано: «Граница такого-то уезда»; губернские столбы иметь каменные; где есть леса, заводить по дорогам аллеи за канавками в два ряда из липы, осины, березы, тополя, для указания зимней дороги в степных местах устраивать каждые 1000 саженей знаки из камня, глины, дерна, на переправах, где существует сбор за перевоз, иметь столб с круглой доскою, на коей означается, какая и за что положена плата».


Верстовой столб у Адмиралтейских ворот

Верстовой столб напротив Кирхи

Верстовой столб на выезде из Гатчины

Дилижанское сообщение между Гатчиной и Царским Селом содержал действительно тайный советник - Серапин. Его учреждение просуществовало до 1849 гида, когда дворцовое управление выдало разрешение ямщику Чернову на право открыть еще одно движение между теми же пунктами. Конкурировать одновременно эти два учреждения не могли, и с 1851 года перевозка пассажиров целиком перешла в руки Чернова.

Плата за проезд от Гатчины до Царского Села внутри кареты составляла 1 рубль и 50 копеек на передке фаэтона. Дилижанское сообщение просуществовало до 1857 года, уступив место новому виду сообщения - железной дороге.

Варшавский вокзал. Старинная открыткаВаршавский вокзал. Современный вид. Фото Г. Пунтусовой
Варшавский вокзал. Современный вид
С этого же года по Варшавской дороге началось регулярное ежедневное курсирование двух поездов между Гатчиной и Петербургском. Удобство сообщения со столицей еще более увеличилось, когда в конце 1870 года вступила в строй линия Балтийской железной дороги.

Андрей Рожков
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»