Гатчинские «выкрутасы» Валерия Чкалова


Трудно сказать как сложилась бы служба Валерия Павловича в эскадрильи, если бы не ее командир Иван Панфилович Антошин или «Батя», как называли его подчиненные. Связанный рамками устава, указов свыше, Антошин понимал неординарность молодого летчика Чкалова, уступал его просьбам совершить ту или иную фигуру в воздухе. Побеспокоился Иван Панфилович и о безопасности своего «подопечного» — пересадил на более прочный самолет — «Фоккер Д-7». Командир сумел оценить чкаловскую поэзию поиска и поэзию риска.

Самым счастливым временем для летчиков было лето. Эскадрилья отправилась в Дудергоф, в Гатчину. Очень хотелось бы в этой статье дать более щедрую информацию о гатчинском периоде службы Валерия Павловича. Благодаря А. Белякову, штурману Чкаловского экипажа, до нас дошел один из эпизодов, случившийся в Гатчине, куда Чкалов вновь вернулся после курсов усовершенствования.

К тому времени комэском вместо Антошина был назначен летчик Шелухин, высоко оценивший мастерство Чкалова. Валерий Павлович прибыл в Гатчину после курсов весной 1927 г. На аэродроме шли очередные полеты, и командир предложил ему показать то, чему научили его на курсах. А Чкалову показалось, что ему приказали показать все те фигуры, которые мог делать только он один. Вначале за полетом с земли наблюдали довольные командир и офицеры. Потом вдруг самолет в крутом пике понесся с ревом к земле, к ангару. Самолет стремительно падал, до земли оставалось около 50 метров. В кабине хорошо был виден летчик. Потом машина пошла круто вверх, явно намереваясь совершить петлю. Идти на такой риск при такой высоте — самоубийство! Но Чкалов, чуть набрав высоту, показав зрителям «спину», четко повернул самолет на 180 градусов, продолжив полет на той же высоте.

Страх? Восторг! Изумление?! Какие чувства были у стоящих на земле? Все знали, что самолет при попытке совершить переворот, чаще всего сваливается в штопор, а Чкалов эту фигуру повторил еще не один раз и пошел на посадку. Но и тут он оказался верен себе и подготовил для зрителей сюрприз: у границы аэродрома летчик перевернул машину вверх колесами, продолжая полет. Когда до земли оставалось несколько метров, самолет совершил второй переворот и тут же приземлился на три точки. Замедленная «бочка», выполненная при планировании на посадку! Вот чему Чкалов научился на курсах! Такого гатчинский аэродром не видел. Счастливое состояние Чкалова померкло после приземления. Комэск сделал ему положенные по инструкции замечания по целому ряду пунктов, но поблагодарил за технику полета. А от комбрига летчик получил 20 суток гауптвахты и 20 дней отстранения от полетов.

Осенью 1927 г. за свое свободомыслие, мастерство пилотажника и бесстрашие старший летчик Валерий Павлович Чкалов был отмечен приказом: «Выдать денежную награду... за особо выдающиеся фигуры высшего пилотажа». Приказ был оглашен в Большом театре на торжественном заседании, посвященном 10-летию Советской власти. В честь этого события на Ходын-ском поле в Москве был дан воздушный парад — первый в истории нашей авиации. На празднества в Москву Чкалов с товарищами улетел из Гатчины и в основу полета над ходынкой положил свою «гатчинскую программу» с некоторыми добавлениями. По веселости и чистоте полет Чкалова сравнивали с полетом стрижей в летнюю пору. Незадолго до этого события Валерий Павлович женился на Ольге Эразмовне Ореховой. Первенцем в семье стал сын Игорь.

Троицкий мост
Троицкий мост
В начале 1928 г. Чкалова переводят в Брянск командиром звена. Служба в Брянске была недолгой и закончилась для летчика драматично. Он решил со своим звеном пролететь под электрическими проводами и этот прием осуществил бы, т.к. все просчитал. Но провода висели недопустимо низко, и машины рухнули на землю. Личный состав, к счастью, не пострадал, но самолеты летать уже не могли. Вот тут Чкалову припомнили все. И крушение над «шапкой» Исаакиевского собора в Ленинграде, и пролет там же под Троицким мостом, и «гатчинские выкрутасы». Чкалов предполагал наказание — на строгость приказов не жалуются, да и за машину каждый летчик в ответе. Но суда не ждал, а, тем более, приговора — год тюремного заключения.

Вмешательство бывших командиров срок в Брянской тюрьме сократило до 19 дней, но за освобождением последовало увольнение из армии. Безработный Чкалов засел за книги и учебники. Он любил читать с детства. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Горький, Шекспир, Диккенс, Гюго вошли рано в его жизнь. Очень любил Есенина и Маяковского. Не надеялся вернуться в армию — решил поступить в институт. Но вскоре пришла тоска по зеленому полю аэродрома, по голубому небу, по кабине самолета. Чкалов с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме (прообраз нынешнего ДОСААФа) летчиком-инструктором. По его инициативе в 1929 г. были созданы школа и центр планерного спорта, где осуществлялись практические полеты в Дудергофе. Бывший военный катал пассажиров, туристов, учил летать мальчишек, посещал авиамодельные кружки. Среди мальчишек был Олег Антонов — будущий авиаконструктор. Позже многие конструкторы и летчики пришли в авиацию через Осоавиахим. Можно вспомнить Н. Гастелло, А. Покрышкина, И. Кожедуба.

Работать в клубе было интересно, но его постоянно тянуло в истребительную авиацию, где рождались новые самолеты с невиданными скоростями и потолками. Технические данные машин требовали искусных мастеров для их испытаний. В судьбу Чкалова вновь вмешались его бывшие начальник, и летчика возвращают в истребительную авиацию в качестве летчика-испытателя НИИ ВВК. Ленинградский период жизни Чкалова закончился. 11 ноября 1930 г. приказом по Научно-испытательному институту ВВС он зачислен в штат института. Впереди всего 8 лет службы в Москве, 8 лет жизни.

30-е годы — это строительство новых мощных самолетов, покорение высот и дальних расстояний, полеты на Северный полюс. Это и время рождения первых Героев Советского Союза. 7 летчиков получили это звание за спасение экипажа и ученых с затонувшего ледокола «Челюскин».

Самолет АНТ-25
Самолет АНТ-25
Чкалов, наряду с испытательной работой, готовился к легендарному перелету Москва — Северный полюс — Америка. К перелету готовились серьезно и долго. Изучались дневники покорителей Арктики, документы, рассматривались самолеты. Остановились на АНТ-25 А. Туполева. Но Сталин просьбу чкаловского экипажа в первый раз отклонил и предложил маршрут: Москва-Петропавловск-на-Камчатке. Это чуть более 9300 км беспосадочного перелета. Толпы народа собрались на аэродроме на митинг, посвященный этому перелету. Сам Сталин встречал летчиков. В. Чкалов, Е. Байдуков, А. Беляков — Герои Советского Союза. После митинга на аэродроме и приема в Москве Чкалов решил еще раз обратиться к Сталину за разрешением на полет в Америку. Разрешение было дано. На совещание, где обсуждался предстоящий полет и предлагались разные типы самолетов, Чкалов отстаивал АНТ-25. Сталин предостерегал, что самолет одномоторный, может не выдержать 10000 км без посадки. Чкалов, уверенный в работе Туполева, отвечал: «...мотор отличный.... А кроме того, один мотор — сто процентов риска, а четыре — четыреста...».

В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков. Париж, 1936г.
В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков.
Париж, 1936г.
18 июня 1937 года Чкалов оторвал самолет от земли Щелковского аэродрома. Начался путь к всемирной славе!

Служба военных летчиков, а особенно летчиков-испытателей, всегда проходила на грани риска. История авиации помнит первую жертву воздушной войны — доктора медицины Константэна, убитого турецкой пулей, выпущенной с земли по низко летящему самолету. Это случилось тогда, когда в Василеве учил азбуку Волька Чкалов. А П. Нестеров там же, на Нижегородской земле, построил планер и оторвал его от земли. Оторваться от земли! Летать рядом с птицами! Об этом человек мечтал всегда! Еще в античной Греции это пытался сделать сын знаменитого архитектора Дедала Икар. Во многих сказках герои спасаются на воздушных кораблях и коврах-самолетах. Попытки летать предпринимались на всех континентах.

Первый удачный отрыв от земли состоялся в США. Ему предшествовала довольно интересная предыстория. Одну из американских школ посетил уважаемый епископ, который посоветовал больше внимания уделять не науке, а богословию. Это наставление директор школы отверг, заявив, что наука еще мало знает, но придет время, когда она даст человечеству возможность летать, подобно птице. На дерзость директора епископ ответил: «За такие слова вы вечно будете гореть в аду!». Епископ был родным отцом Вильбура и Орвила Райтов, первых в мире построивших самолет и поднявших его в воздух.

То, что казалось фантастикой, стало явью. Достойное место в истории развития воздухоплавания занимают наши с вами соотечественники. Заметную роль в авиации сыграл Гатчинский аэродром, со взлетных полос которого поднимали свои еще несовершенные аппараты мужественные русские «икары». Просто перечислить их имена в данной статье сухим списком, думается, не уместно. О них многие знают, их имена носят улицы нашего города. «Гатчинский» летный период Чкалова отмечен в названии одной из главных городских магистралей.

И. Жилина
Гатчинские «выкрутасы» Валерия Чкалова (Часть 1)
Гатчинские «выкрутасы» Валерия Чкалова (Часть 2)
Три версии гибели Чкалова
Валерий Чкалов - человек и герой
Загадочная гибель Чкалова


Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»