Гатчинская военная авиационная школа на открытках


Аварии 1915-1916 гг. в Гатчинской Военной авиационной школе

Уменьшение стоимости фотографии в первом десятилетии 20-го века привело к появлению фототкрытки. Технически всё было просто: достаточно было напечатать фотографию в формате открытки и наклеить на почтовую подложку вместо плотного картонного паспарту.

Подложка
Подложка
Авиационная неделя
Авиационная неделя

Некоторые коллекционеры считают фотооткрыткой даже сам формат фотографии. Действительно, наклеить на подложку труда не составляет, тем более что очень редко указывались выходные данные ателье, в котором изготавливались фотооткрытки.

С исторической точки зрения особенный интерес вызывают событийные фотооткрытки, на которых отображены конкретные события российской истории. Выпуск событийных фотооткрыток скорее всего не являлся только почтовым проектом, а имел другие цели: коммерческие, памятные, благотворительные и т.п. Это подтверждается тем, что событийные фотооткрытки, прошедшие почту, встречаются значительно реже по сравнению с не прошедшими. Но это и не особенно важно: благодаря фотооткрытке многие события отечественной истории сохранены для будущих поколений.

Не стали исключением и первые годы российской авиации. Широко распространены фотооткрытки первых русских авиаторов - М.Н. Ефимова, С.И. Уточкина, Е. Попова или фотооткрытки, сделанные во время проведения авиационных недель в Санкт-Петербурге и других городах. 24.09.1910 г. в Санкт-Петербурге произошла первая трагедия русской авиации - гибель лётчика капитана Л.М. Мациевича. Это печальное событие также нашло отражение в фотооткрытках. К сожалению, это была далеко не последняя авария в российской авиации и об этом ниже.

К 100-летию Гатчинской Военной авиационной школы

В 2010 году в России будут отмечать 100-летие первого военного аэродрома и первого выпуска российских военных лётчиков. Благодаря фотографии осталось много документальных свидетельств, связанных с деятельностью Авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы (с июля 1914 года - Военной авиационной школы) и непосредственно самого Гатчинского аэродрома: самолёты, учебные классы, ремонтные мастерские, военные лётчики, мотористы, полёты и т.п., но и аварии. Авиационные аварии случались в Гатчине постоянно, но не все они заканчивались трагически, в большинстве случаев - ссадинами, ушибами, переломами. Но любая авария со смертельным исходом, тогда (впрочем, как и сейчас) являлась трагедией российской авиации. В этом случае создавалась комиссия, проводилось официальное расследование, выяснились причины аварии и т.д. Фотографии с места аварии, и заключительный акт о причинах аварии помещались в официальный годовой отчёт гатчинской авиационной школы. В мирное время каждая такая авария 1913-1914 гг. широко освещалась в столичной прессе, но об авариях 1915-1916 гг. практически ничего не известно. Шла Первая мировая война, и гибель в авариях нескольких лётчиков в Гатчине была несоизмерима по масштабам с ежедневными потерями российской армии на фронте. Но каждая гибель военных лётчиков и учеников гатчинской Военной авиационной школы, несомненно, ничуть не меньшая трагедия.

Авария П.В. Митта на самолёте Фарман-16
Авария П.В. Митта на самолёте Фарман-16
Авария П.В. Митта на самолёте Фарман-16
Авария П.В. Митта на самолёте Фарман-16

Если лётчиков хоронили на местном гатчинском кладбище, то местные газеты успевали сделать репортаж об очередных похоронах, при этом фамилии лётчиков писались на слух и часто с ошибками. За два года (1915-1916 гг.) гатчинская Военная авиационная школа выпустила 220 военных лётчиков. Многие из них на память об учёбе в школе вели свои фотоальбомы, благодаря чему теоретически могло сохраниться несколько сотен различных фотографий и фотооткрыток, посвящённых авиационным будням, праздникам и трагедиям школы. Вполне естественно, что будущих военных лётчиков во время учёбы в авиационной школе интересовали не только собственные фотографии за штурвалом самолёта, но и фотографии неординарных событий, к которым со знаком минус можно отнести и аварии. Соответственно не только в официальных отчётах можно найти фотографии аварий, произошедшие в Гатчинской Военной авиационной школе (далее - ГВАШ) за этот период. Получается парадоксальная ситуация: об аварии узнаешь исходя из реальной фотографии или фотооткрытки, а уже потом информация об этой аварии по крупицам собирается из различных источников.

В газете ”Гатчина” № 17 от 4 июля 1915 года была напечатана небольшая заметка: “1 июля в 8 часов вечера на военном поле произошла катастрофа. Вследствие поломки крыла, аэроплан, на котором находились лётчики подпоручик Дмитриев и подпоручик Клавинский, упал со значительной высоты. Аппарат ударился о крышу пристройки при доме Ревво в Александровской слободке, пробил её и сам превратился в щепы. Оба лётчика разбились на смерть”.

Спустя неделю газета “Царскосельское дело” № 28 от 10 июля 1915 г. поместила ещё одну заметку “Гибель авиаторов”: “1 июля, в 8 часов вечера поручик Дмитриев и подпоручик Клавинский, упав со значительной высоты на военном поле, разбились на смерть, причём аэроплан совершенно уничтожен. 7-го июля состоялись, при громадном стечении народа, торжественные похороны обеих жертв служебного долга на местном кладбище, причём трогательное зрелище представляли реявшие над кладбищем во время похорон аэропланы, посылавшие прощальный привет почившим товарищам”.

Подписи учеников и преподавателей ГВАШ
Подписи учеников и преподавателей ГВАШ
Подписи учеников и преподавателей ГВАШ
Подписи учеников и преподавателей ГВАШ

Коротко, и с ошибкой (вместо Плавинский - Клавинский), без имён и отчеств и, наконец, без биографий. Конечно, корреспонденты местных газет не могли располагать такой информацией, а Военное ведомство в своей ежедневной газете “Русский инвалид” об этой аварии умолчало. На фотооткрытках: обломки самолёта и траурный венок с надписью: “От нижних чинов Гатчинской военной авиационной школы погибшим военным летчикам пор. Дмитриеву и подпор. Плавинскому. Останки разбившегося аэроплана Фарман № 2 тип XXI-БИС”. Есть интересная открытка с видом Гатчины, на которой расписались ученики и преподаватели Гатчинской авиационной школы, в том числе Дмитриев и Плавинский.

Обломки самолёта и траурный венок
Обломки самолёта и траурный венок
Останки разбившегося аэроплана Фарман № 2 тип XXI-БИС
Останки Фармана № 2 тип XXI-БИС
Ещё меньше сообщалось о другой аварии, произошедшей также в 1915 году. Только в журнале “Воздухоплаватель” № 11-12 за 1915 г. была опубликована выдержка из отчёта 21-го заседания от16 октября 1915 г. Комитета по оказанию помощи пострадавшим лётчикам и их семьям. В этом отчёте в пункте 4 было записано: “во время пробных полётов на Гатчинском аэродроме на аппарате “Вуазен”, с применением пулемёта, разбился насмерть военный лётчик поручик Верницкий и лётчик-наблюдатель поручик Ярослацев”. И всё. Местные газеты и “Русский инвалид” не написали ничего. А ведь именно военный лётчик 1-го корпусного авиационного отряда Верницкий 4 августа 1914 совершил первый вылет на фронте (с целью установления связи). В конце сентября 1914 года 1-й КАО с фронта прибыл в Варшаву и после произведённого осмотра самолётов, все они были признаны непригодными к дальнейшему боевому использованию. Аэропланы разобрали и отправили в Петроград, а вместе с ними уехали и лётчики, в том числе и поручик Верницкий, на переучивание и приёмку новых самолётов. Ещё можно добавить, что Феликс Эдуардович Верницкий в 1909 окончил Николаевское инженерное училище и был выпущен в Кронштадтскую крепостную минную роту.

Военный лётчик поручик Верницкий и лётчик-наблюдатель поручик Ярослацев
Верницкий
Военный лётчик поручик Верницкий и лётчик-наблюдатель поручик Ярослацев
Верницкий

Благодаря тому, что официальный отчёт ГВАШ за 1916 год общедоступен, то и сведения об авариях за этот год описаны подробнее.

Военный лётчик поручик Верницкий и лётчик-наблюдатель поручик Ярослацев
Верницкий
Военный лётчик поручик Верницкий и лётчик-наблюдатель поручик Ярослацев
Верницкий

10.04.1916 г. во время перелёта близ села Нагорное Пулково потерпел аварию военный лётчик прапорщик 1-го тяжёлого дивизиона Новогеоргиевской крепостной артиллерии Павел Владимирович Митт на самолёте “Фарман-16”. На фото 10 - фотография, вошедшая в официальный отчёт ГВАШ за 1916 год и фотооткрытка 11 - с места аварии. Местная печать об этой аварии также не написала ни строчки. Возможно, это связано с тем, что просто не успела: похоронен лётчик был не в Гатчине, а в южном Приморье на полуострове Де-Фриз.

27.04.1916 г. в Гатчине погиб военный лётчик капитан ГВАШ Пруссис Христофор Францевич на “Фармане-22”, совершая учебный полёт с пассажиром. Об этой аварии написано значительно больше, т.к. фронтовик штабс-капитан Христофор Пруссис был известным на всю Россию лётчиком.

Описание происшествия (из официального акта № 186): “Ученик, выбрав заранее место спуска, стал неправильно управлять самолётом, а делаемые замечания инструктора не расслышал, вследствие чего самолёт потерял скорость, и началось скольжение, первые моменты которого инструктор пропустил. В дальнейшем, самолёт, описав полный виток ударился левой стороной о вагон железной дороги”. Восемь фотографий и фотооткрыток были сделаны сразу после аварии. Две из них вошли в официальный отчёт ГВАШ за 1916 год.

Авария летчика капитана Пруссиса Х.В. на Фармане-22

Авария летчика капитана Пруссиса Х.В. на Фармане-22

Авария летчика капитана Пруссиса Х.В. на Фармане-22
Авария летчика капитана Пруссиса Х.В. на Фармане-22

Журнал “Воздухоплаватель” № 5 за 1916 год напечатал некролог на смерть лётчика: “30 апреля в 6 часов утра в Гатчинском Дворцовом госпитале скончался один из лучших военных лётчиков капитан Христофор Францевич Пруссис. Он умер через 3 дня после падения на аэроплане “Фарман-22” с одним из учеников авиационной школы, отделавшемуся общим сотрясением организма. Пруссис окончил курс АО ОВШ весной 1913 года и был назначен начальником 1-го корпусного авиационного отряда при 1-й авиационной роте. За войну награждён орденом св. Владимира 4 ст., в к.1915 года был назначен инструктором в школу”.

Авария летчика капитана Пруссиса Х.В. на Фармане-22

Авария летчика капитана Пруссиса Х.В. на Фармане-22

Авария летчика капитана Пруссиса Х.В. на Фармане-22
Авария летчика капитана Пруссиса Х.В. на Фармане-22
Местная газета “Царскосельское дело” № 18 от 6 мая 1916 г. напечатала небольшую статью с ошибочным написанием фамилии лётчика (на русский манер) “Похороны лётчика”: “25-го апреля аэроплан с штабс-капитаном Пруссевичем , совершавшим пробные полёты, очень быстро спустился, вследствие чего Пруссевич очень сильно расшибся и через 3 дня скончался в дворцовом госпитале. 3 мая состоялись его похороны. Перед гробом несли обломки аэроплана, послужившего причиной его гибели, за ними шесть лошадей везли модель аэроплана, сплошь покрытую венками, среди которых выделялись - красивый венок от французского общества воздухоплавания и два серебряных. У самого гроба несли огромные букеты цветов. В воздухе реяли аэропланы с лётчиками, провожавшими, по обычаю, своего усопшего товарища”.

В августе-сентябре 1914 года Пруссис и Верницкий вместе воевали в 1-м корпусном авиационном отряде, но погибли позже в гатчинском небе.

Трагических аварий в Гатчинской Военной авиационной школе за 1915-1916 гг. было значительно больше, чем четыре. В фотоархивах, семейных фотоальбомах и частных коллекциях существуют фотографии и фотооткрытки и других аварий, которые со временем будут найдены. В этом и заключается ценность фотооткрытки - сохранение различных исторических событий для тех, кому это интересно.

© Ян Борисович Януш
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»