Художественная бронза
продолжение традиций

Бронза, бронзовщик. В этих словах чувствуется жар расплавленного металла, слышится звон чеканки, видится яркий блеск золочения и таинственное мерцание патинирования. В истории искусства имена знаменитых бронзовщиков стоят в одном ряду с известными архитекторами, художниками, скульпторами, часовщиками.

История художественного литья из бронзы насчитывает несколько тысячелетий. Бронза представляет собой сплав нескольких металлов, основными компонентами которого являются медь и олово. Технология бронзового литья сводится, в основном, к заполнению расплавленным металлом полой формы и делится на стадии: создание модели, формовка, отливка, обработка после литья, чеканка, гравировка, позолота. Различают несколько способов литья и золочения. Это очень трудоемкий и доростоящий процесс. И главное, как в любом искусстве требуется большой талант, умение, терпение и вдохновение.

Бронза Гатчинского дворца. Фото Галины ПунтусовойБронза Гатчинского дворца. Фото Галины ПунтусовойБронза Гатчинского дворца. Фото Галины Пунтусовой

Прославленные дворцы Москвы, Санкт-Петербурга и пригородов с их анфиладами парадных залов и жилых комнат восхищали не только гармонией архитектуры и предметов убранства, но и продуманной красотой каждой вещи. Декоративная бронза в их убранстве играла важнейшую роль. Ни один дворец не мог обойтись без изделий из бронзы, как больших форм, так и малых.

Так, в пространстве любого помещения важное место занимают осветительные приборы, которые выполняют и утилитарную, и эстетическую функции. К осветительным приборам относятся люстры, фонарики бра, канделябры и лампы. Известно большое разнообразие люстр - это люстры в виде хрустальных каскадов, корзин, составленных из соединенных бус, а также без хрустального убора - в виде золоченых сказочных шатров и фантастических деревьев. В их основе находится металлический каркас, и чаще всего из бронзы. В барочных образцах XVIII века каркас представляет собой центральный стержень с отходящими от него прихотливо изогнутыми ветвями, в классических же люстрах, "екатерининского" типа - это обручи на цепях. В XIX веке в связи с новыми эстетическими вкусами популярными становятся люстры из золоченой и оксидированной бронзы без хрустального убора, но богато украшенные мелкими скульптурными фигурами и чеканкой.

Бронза Гатчинского дворца. Фото Галины ПунтусовойБронза Гатчинского дворца. Фото Галины ПунтусовойБронза Гатчинского дворца. Фото Галины Пунтусовой

Форма и декор фонарей, которые обычно вешали в проходных помещения, в коридорах, на лестничных площадках тоже менялась в зависимости от смены стилей, вкусов и моды. Изготовлялись большие круглые фонари, похожие на военные барабаны и призматической формы, а также изящные маленькие на одну свечу. Среди разнообразия фонариков одни даже получили название "гатчинских". Они были выполнены на основе английского фонаря в виде перевернутого колокола или бокала. Большие, строгие без хрустального убора или с несколькими рядами хрустальных бус больше напоминали люстру. А маленькие, опоясанные хрустальной гирляндой, даже могли издавать мелодичный хрустальный звон при сильном движении воздуха.

Бронза Гатчинского дворца. Фото Галины ПунтусовойБронза Гатчинского дворца. Фото Галины ПунтусовойБронза Гатчинского дворца. Фото Галины Пунтусовой

В дворцовых интерьерах не могло быть "мелочей" - было важно все до мельчайших деталей. Архитекторы тщательно подбирали предметы убранства, учитывая не только характер интерьера, художественную ценность вещи, но в целом стилистическое единство.

Петербургские дворцы-музеи особенно гордятся изделиями декоративной бронзы французский мастеров, таких как представителей семьи Каффиери, Пьера Гутьера, Пьера-Филиппа Томира, Пьера-Виктора Людера. Во Франции производство декоративной бронзы стало быстро развиваться с конца XVII века и достигло расцвета в последующем столетии.

Бронза Гатчинского дворца. Фото Галины Пунтусовой Однако, часто для своих дворцов архитекторы сами выполняли эскизы осветительных приборов, ваз-ароматниц, настольных украшений, каминных приборов и даже дверных и оконных ручек, шпингалетов. Так во дворцах Санкт-Петербурга работали Винченцо Бренна, Андрей Воронихин, Карл Росси.

Сегодня в Петербурге среди мастеров по декоративной бронзе работают продолжатели традиций выдающихся бронзовщиков прошлых веков. Для них исторические интерьеры петербургских дворцов служат образцами и источниками для вдохновения. И даже то, что с годами было утрачено, они находят в многочисленных изобразительных материалах: чертежах, акварелях, фотографиях. В предыдущие века многие архитекторы и художники, высоко ценившие труд своих предшественников или выполнявшие заказ владельцев, составляли великолепно выполненные альбомы с изображением дворцов во всем их великолепии. Например, известны так называемые Кушелевские альбомы по Гатчине, Павловску, Петергофу, Царскому Селу, выполненные в конце XVIII века или изумительная серия акварелей по Гатчинскому дворцу, исполненная Эдуардом Гау во второй половине XIX веке. Большая ценность акварелей Э.Гау и в том, что на них с фотографической точностью запечатлены интерьеры царственных владельцев до мельчайших предметов убранства.

Поэтому истинные мастера участвуют в восстановлении дворцовых интерьеров и произведений художественной бронзы, от золотого блеска которых ярче загораются цветами старинные ковры, узоры мозаичных паркетов, краски живописных полотен под слоем потемневшего лака. Их работы также достойны занять свое место и в современных дворцах новых владельцев.

В.Федорова, научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»
Фото Галины Пунтусовой
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»