Мария Владимировна Безобразова
(1856-1914)

Повезло же старой Гатчине на знаменитых женщин-учёных! Уроженка и жительница Петербурга Мария Безобразова поселилась в Гатчине в доме № 16 на Елизаветинской улице в 1906 году, будучи уже известным философом. Прожила она здесь два года и вернулась в Петербург, где занялась в основном литературной деятельностью.

Мария Владимировна Безобразова
Мария Владимировна Безобразова
Многих, наверное, заинтересует, почему эта женщина избрала для себя столь скучную профессию. Разгадку попробуем отыскать в биографии Марии Владимировны. Мария родилась в Петербурге. Отец её, Владимир Павлович Безобразов (1828-1883), был известным в России экономистом, педагогом и писателем. Он служил по Министерству финансов и государственных имуществ, в Департаменте податей и сборов, был сенатором по Департаменту герольдии, тайным советником. Написал множество научных трудов по экономике и статистике, а также статей в журналах и газетах. Издавал «Сборник государственных знаний» и «Сборник статистических сведений о России». Был одним из организаторов Политико-экономического комитета Русского Географического общества и редактором «Вестника» сего Общества. В 1864 году Академия наук избрала его адъюнктом по статистике. Как видим, человеком он был талантливым и знаменитым и сии достоинства не раз осложняли его отношения с не менее талантливой дочерью, Марией.

Мать нашей героини, Елизавета Дмитриевна Безобразова (1834-1881) была дочерью директора Департамента неокладных сборов Маслова. Вероятно, особое влияние на формирование интересов Марии Безобразовой оказала именно мать, ибо была Елизавета Дмитриевна женщиной образованной и талантливой, в совершенстве владевшей французским, немецким и английским языками, что позволяло ей не только писать на них статьи на литературные и публицистические темы (русские дела, русские литературные новости, политика), но и публиковать свои труды в журналах Франции, Англии и Швейцарии. Она интересовалась также юридическими науками и политикой, хорошо знала экономические теории. Писала она и для детей, а также выпустила книгу «Отдых», выдержавшую два издания. Причём Елизавета Дмитриевна старательно сохраняла своё литературное инкогнито, подписывая произведения на иностранных языках псевдонимом Tatiana Svetof, на русском - Е. Васильевская. Первая статья её о русской словесности была посвящена Тургеневу, а последняя - женским типам в русской литературе. Она перевела на итальянский язык пушкинского «Бориса Годунова». И вообще над семьями Безобразовых и Масловых витал образ А.С. Пушкина, сказывающийся в литературных талантах многих представителей сих семей. Дело в том, что Владимир Павлович Безобразов был дальним родственником великого поэта России. Дед Владимира Павловича, Пётр Иванович Безобразов, и отец, Павел Петрович Безобразов, были соответственно сыном и внуком Аграфены Петровны Пушкиной. Жена Владимира Павловича Безобразова, Елизавета Дмитриевна, которая приходилась ему троюродной сестрой, была дочерью Дмитрия Николаевича Маслова, однокашника Пушкина по Царскосельскому Александровскому лицею и дальнего родственника великого поэта. Владимир Павлович Безобразов тоже окончил сие учебное заведение в 1847 году, а в 1868 - 1878 годах преподавал в нём финансовое право и политическую экономию.

У Марии была сестра и несколько младших братьев, из которых известность получил лишь один, Павел, ставший учёным-византистом. Марию считали красивой девочкой. Но её детство омрачал один недостаток: с малого возраста у неё начала развиваться глухота, которая усилилась в юности и в зрелости. Однако это не мешало юной Марии, с одной стороны, быть по-мальчишечьи лихой и смелой, увлечённо заниматься простыми деревенскими трудами (проживая постоянно в Петербурге, семья Безобразовых обычно каждое лето проводила в деревне, в усадьбе Масловых - у бабушки в Селенском под Клином, и еще в имении Безобразовых в усадьбе Носково Дмитровского уезда), а, с другой стороны, быть серьёзной, сообразительной и любознательной девочкой. Очень рано Мария начала читать, в чём её поощряла мать.

Подросшую Марию отдали в немецкий пансион Мезе, во всё время обучения в котором она усиленно занималась самообразованием. Кроме русского языка, Мария прекрасно владела французским и немецким, поэтому проблем с чтением серьёзных книг из библиотеки отца у неё не возникало. Постепенно её всё более начали интересовать философия и психология. Чуть позднее пришло увлечение естествоведением.

Закончив пансион, Мария в течение нескольких лет продолжала самообразование, изучив самостоятельно предметы из программы мужских гимназий: математику и древние языки. Затем Мария закончила педагогическое отделение Высших женских курсов. Несколько лет после этого она нигде не служила. В 1880 она поступила учительницей в женскую гимназию города Вязьмы Смоленской губернии, через три года стала преподавать в 5-классной женской прогимназии в городе Жиздра Калужской губернии. Позднее её назначили начальницей сего учебного заведения.

Исполняя детскую мечту, Мария для пополнения знаний уехала в Швейцарию. В 1885-1890 гг. она изучала философию в Лейпцигском и Цюрихском университетах. В 1891 защитила в Бернском университете докторскую диссертацию «Рукописные материалы к истории философии в России». В диссертации Безобразова, исследовав рукописные памятники древнерусской мысли в библиотеках Москвы, Петербурга и Киева, показала, сколь значительную роль на этом раннем этапе играли труды богословского содержания. В истории русской мысли она выделяла две противоположные тенденции - мистический этицизм и материализм. Первое течение исторически раскрывается в древнерусской аскетике, масонстве 18 века и в теософии рубежа 19 и 20 веков. Материализм проявляется в колоссальной восприимчивости к европейскому деизму, атеизму и материализму 18 и 19 веков.

После возвращения в Россию Безобразова выступала с публичными лекциями, высказывая в них свои философские воззрения, популяризовала труды древних и позднейших философов. Лекции, преимущественно по философии, читались ею в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Смоленске, Вязьме, Ярославле, Твери и других городах. Всего было прочитано восемьдесят лекций.

В 1892 М. В. Безобразова издала сборник статей «Философские этюды». Собственную философскую позицию она определяла как «этический идеализм». Она считала, что философия - это прежде всего способ жизни, способ деятельности, философствование должно быть тесно связано с жизнью. В общем плане философия это наука о духе, включающая психологию, этику, логику и метафизику, осмысливающую наиболее общее в бытии. Большое значение Безобразова придавала исследованию философских терминов в их развитии. Она считала: «Что касается вопроса о философской терминологии, то нам, русским, не мешало бы не только вникнуть во всеобщую историю, но и в историю каждого философского термина у нас». Историк русской философии М. Н. Громов отмечает, что философско-лингвистический анализ терминологии является и в наши дни одним из самых перспективных направлений в изучении древне-русских источников.

Вот ещё одна весьма современная мысль Безобразовой. В «Философских этюдах» она писала: «Философии у нас не существовало, или философия наша была греческою - те предвзятые мнения, или идолы, по Бэкону, от которых следовало освободиться, потому что в науке нет места для предвзятых мнений. Насколько Россия принимает теперь участие в развитии общеевропейской науки, настолько же на нас лежит обязанность внести в общую сокровищницу работу наших предков. От души желаем мы освобождения от 5-го идола - специально русского, т. е. от пренебрежения ко всему своему. Мы ему слишком долго уже поклонялись, ставя иногда на его место другой идол - пренебрежение ко всему чужому».

Мария Безобразова много печаталась в России и за рубежом. Вот названия некоторых её работ: «Краткий обзор существенных моментов истории философии»; «Мысли, афоризмы и негативы»; «Розовое и черное из моей жизни»; «О безнравственности»; «Исследования, лекции, мелочи»; «Изречения св. Кирилла»; «Послание митрополита Никифора»; «Gregor Skovoroda, ein ukrainischer Philosoph» («Григорий Сковорода - украинский философ» - В. К.).

Безобразова была помощником редактора в журналах «Женское Дело» и «На помощь матерям», сотрудничала в журналах «Родник», «Семейное воспитание», «Воспитание и обучение», «Домашнее воспитание». Её перу принадлежали статьи в газетах «Голос Правды», «Народ», «Новости», «Санкт-Петербургские Ведомости», «Крестьянин», «Славянский век», «Светлый луч», а также рассказы в «Детском Отдыхе» за 1888-1890 годы.

Прикоснулась Мария Владимировна и к дорогой для её семьи и рода памяти об Александре Сергеевиче Пушкине. Безобразова возглавляла в Благотворительном обществе «Кружок домашних чтений для самообразования». В 1897 - 1898 годах на его занятии обсуждалась тема: «Унижает или возвышает В. Соловьев Пушкина своим взглядом на его судьбу?». Безобразова выступила на обсуждении докладчицей.

Карьера Безобразовой, как философа, складывалась трудно. Очень многие, особенно мужчины (в некоторых случаях даже её отец) не могли смириться с тем, что Мария превосходит их по уму и талантам. В своей книге «Розовое и черное из моей жизни» она говорит: «Самое ужасное, что может испытать человек, это быть оторванным от деятельности, когда её страстно любишь. Какое самое страшное слово для нас, вступивших на публичную дорогу? Это слово - замалчивать. Но вы не знаете, как это делается! На это существует тысяча маневров тех многих недоброжелателей, которые есть у всякого, кто незауряден… Мне, по крайней мере, закрыты все русские издания, нигде я не могу не только излагать своих мыслей, но даже возражать - закрыты все двери». Всё, что писала Мария, она издавала за свой собственный счёт. Многие её рукописи были утеряны в редакциях.

Помимо философии Мария Безобразова занималась ещё и общественной деятельностью, особенно в области движения за равноправие женщин. По её инициативе в 1897 году возникло Философское общество при Санкт-Петербургском университете. Она участвовала в основании Этического общества в 1910 году. В 1895 году приняла активное участие в создании первого в России Русского женского взаимно-благотворительного общества, которое насчитывало в своих рядах около восьмисот членов. Общество имело общежитие для временно нуждающихся женщин, библиотеку (носящую имя Н.В. Стасовой), литературно-музыкальный кружок, бюро для прииска заработка, кассу взаимопомощи. В 1908 году Общество провело в Москве Первый Всероссийский женский съезд.

Активно занимаясь наукой и общественной деятельностью, Мария Безобразова так и не вышла замуж. Скончалась она 2 сентября 1914 на даче своих знакомых недалеко от Москвы. За два года до смерти в книге «Из одного альбома» Безобразова высказала пожелание: «Сделайте, пожалуйста, надпись на моей могиле: «Здесь лежит беспокойный человек».

В советское время имя М.В. Безобразовой, первой русской женщины-философа, всячески замалчивалось и его было не найти в энциклопедиях. В «Советской исторической энциклопедии» есть статья о её брате, известном византисте и писателе Павле Владимировиче Безобразове (1859 - 1918), который, помимо исторических работ, написал несколько исторических романов.

© В.А.Кислов
Улицы и жители старой Гатчины

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»