Гатчинская авиационная школа:
о нижних чинах Военной Авиационной школы


Когда речь заходит о Гатчинской авиационной школе, то основное внимание, как правило, уделяется самым известным военным лётчикам, которые были выпускниками школы. Но такой подход в значительной степени уменьшает ту роль, которую школа сыграла в истории российской авиации. Особенно значение Гатчинской Военной авиационной школы возросло во время Первой мировой войны 1914-1917 гг. Конечно, в первую очередь школа занималась своим непосредственным назначением - подготовкой военных лётчиков, но кроме этого можно предложить несколько направлений деятельности школы, изучению которых практически не уделялось внимания.

Моторная мастерская Гатчины. 1915
Моторная мастерская Гатчины. 1915
Преподавателями и инструкторами школы были только опытные военные лётчики. Именно из них в самом начале Первой мировой войны формировались экипажи тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец» Эскадры Воздушных Кораблей. Специально обученные военные лётчики постоянного состава школы командировались для военной приёмки авиационных моторов, аэронавигационного оборудования, аэропланов новых моделей, которые затем собирались в мастерских школы.

С фронта постоянно прибывали военные лётчики: некоторые из них зачислялась в постоянный состав школы преподавателями и инструкторами - происходила постоянная ротация, другие осваивали более современные типы аэропланов и снова - на фронт. Именно из них формировались командные кадры Корпусных и Армейских Авиационных отрядов в 1914-1917 гг. и Артиллерийских Авиационных отрядов в 1916 г. В школе проводились испытания новых технических изобретений: дымных сигналов для корректировки артиллерийской стрельбы, одежды из термоткани для лётчиков, винта инженера Григорашвили и др. Не меньшей заслугой школы была и подготовка нижних чинов (рядовых и унтер-офицеров) для технического обслуживания аэропланов и аэродромов на фронте. На этом хочется остановится подробнее.

В Гатчинскую Военную Авиационную школу ежегодно направлялось несколько тысяч нижних чинов. Но только единицы из них проходили обучение по программе подготовки военного лётчика: в 1912 г. - 5, в 1913 г. - 9, в 1914 - только один.

Во время Первой мировой войны количество военных лётчиков из нижних чинов увеличилось: в 1915 г. - 14, в 1916 г. - 44, ещё несколько - в 1917 г. Большинство из них были ратниками ополчения, охотниками (добровольцами) и вольноопределяющимися и становились офицерами уже на фронте (Бартош, Ионов, Орлов, Сук, и др.) за боевые отличия. Но не все обучающиеся были способны пройти курс обучения. Например, приказом № 1 от 1.01.1917 г. отчислялись от полётов младшие унтер-офицеры Фёдор Бабин и Иосиф Новицкий, ефрейтор Павел Митрофанов, рядовые Фёдор Анкундинов, Антон Кожин, Сафроний Кравченко и Алексей Сампфиров, охотник Николай Мамонов - нижние чины строевой роты, как неспособные к прохождению практического курса обучения полётам.

Подавляющая часть нижних чинов проходила обучение в школе по другим программам и затем направлялась на фронт в авиационные части. В Гатчину прибывали новобранцы из разных городов и регионов, но только из европейской части Российской Империи. Среди городов встречаются: Минск, Мозырь, Звенигород, Конотоп, Сумы, Острожск, Глухов, Корочанск, Бендеры и многие другие; среди уездов: Козловский, Черниговский, Луцкий, Тираспольский, Ковенский, Гродненский, Новогрудский, Островский, Обояньский, Слуцкий, Харьковский, Липовецкий и др.

Профессии новобранцев были также различны, но большей частью высококвалифицированные рабочие: кожевник, слесарь, сапожник, шорник, кузнец, столяр, портной, колесник, писец, верёвочник, литейщик, котельщик, землемер, чертёжник, маляр, наборщик, штукатурщик. Встречаются и новые профессии для того времени: шофер, электротехник, монтёр, машинист, фотограф, и необычные: рыболов, жокей, служащий при аптеке. Значительно реже: хлебопашец, чернорабочий, студент, лакей или просто - без занятий.

Призывники принадлежали к основным религиозным конфессиям Российской империи: православные, старообядцы, магометане, представители римско-католического, лютеранского и евангелическо-реформаторского вероисповедания.

Прибывшие новобранцы срочного призыва переименовывались в молодых солдат, а после принятия присяги становились рядовыми. Например, в феврале 1915 г. присягу принимали 1050 а, в мае 1915 г. - ещё 798 молодых солдат.

Моторная мастерская Гатчины. 1915
Гатчинская авиашкола
Иногда в литературе можно встретить утверждение, что в Гатчине также находилась авиационная моторная школа. На самом деле это не так. Одним из подразделением школы была техническая рота, состоящая из постоянного и переменного состава. Постоянный состав использовался для обслуживания мастерских школы и аэродрома, а переменный обучался, в том числе и моторному делу. В 1917 г. в постоянном составе технической роты было 114, а в переменном - 373 нижних чинов.

В авиационной школе был моторно-авиационный класс, в котором будущие мотористы изучали различные типы моторов: «Гном», «Моносуполь», «Рон», «Клерже» и «Сальмсон». Для прохождения курса обучения отбирались наиболее способные нижние чины. После окончания курса обучения приказом по школе назначался день экзамена. Например, в 1915 г. экзамены производились: 28.02 (приказ № 67 от 27.02.1915 г.), 15.05 (№ 156 от 12.05.1915 г.) и т.д. Для производства экзаменов нижним чинам, обучающихся в моторно-авиационном классе, назначалась комиссия из офицеров школы. В феврале это были - поручик Модрах и подпоручики Янкевич и Корвин-Круковский, а в мае - они же и прапорщик Голицынский. Нижние чины, обучавшиеся на военного лётчика, в обязательном порядке также изучали моторное дело, а вот офицеры - далеко не все.

Моторная мастерская Гатчины. 1915
Гатчинская авиашкола
В январе 1915 г. для изучения мотора «Сальмсон» прибыл в школу военный лётчик поручик 200-го пехотного Кроншлотского полка Знаменский. После февральского экзамена в приказе от 20 марта 1915 г. приводится список нижних чинов, выдержавших экзамен на звание моториста или помощника моториста.

Всего: 51 моторист и 36 помощников моториста. В списке среди нижних чинов встречаются фамилии лётчиков: Василия Юнгмейстера, вольноопределяющегося Владимира Тюнина, Василия Иванилова, Владислава Масинского, младшего унтер-офицера Ивана Полозова, старшего унтер-офицера Дмитрия Припутненко и только одного офицера - прапорщика Шитакова.

В школе функционировал и автомобильный класс, зачисление в который производилось после экзаменов (обычно около 30 нижних чинов). В 1917 г. автомобильное дело преподавали Корвин-Круковский и подпоручик Зайцев. После окончания курса обучения - снова экзамен (в июне 1917 г. - 32 человека). В школе также были радиотелеграфный и фотографический классы. При школе существовало и пулемётное отделение. Офицеры-лётчики проходили курс стрельбы из Маузера и пулемётов, а нижние чины - только из пулемётов («Виккерс», «Кольт», «Люис»).

Моторная мастерская Гатчины. 1915
Гатчинская авиашкола
По мере необходимости школа готовила офицеров на должность наблюдающего на заводе за изготовлением летательных аппаратов (в 1915 г. - прапорщик 14-го Воздухоплавательной роты Лавров). К нему прикреплялось несколько нижних чинов, которые проходили обучение на помощника наблюдающего на заводах. Для этого они изучали три предмета: элементарное материаловедение, конструкции аэропланов и один из типов мотора (например, «Гном»). После обучения необходимо было сдать экзамен. Количество подготавливаемых помощников было ограничено, например, весной 1915 г. - всего 5 человек.

Нижние чины также командировались для сопровождения воинских грузов в действующую армию с Русского Балтийского Вагонного завода или с фронта в Москву на завод «Гном».

Прибывавшие в школу нижние чины ставились на все виды довольствия: провиантское, приварочное, чайное, табачное, мыльное и получали жалованье. Добавочное содержание было положено награждённым знаком отличия Военного Ордена 4 ст. или знаком отличия Георгиевского креста 4 ст. По требованиям школа получала провиант (мука и крупы) и фураж (сено и овёс) из Гатчинского продовольственного магазина. Вещевое снабжение обеспечивали: Петроградский Интендантский вещевой склад и склад при обмундировальных мастерских.

Моторная мастерская Гатчины. 1915
Гатчинская авиашкола
Но и частные предприятия участвовали в снабжении школы: техническая контора «Эльмет», машиностроительный завод «Мотор» (Рига), товарищество «Проводник», «Братья Нобиле», Русско-Балтийский Вагонный завод, общество «Астра», торговый Дом «Морс Мит». В приказах по снабжению школы встречаются и гатчинские фамилии: П.Н. Лытиков, С. Растеряев (слесарный отдел), завод А. Лаврова также принимал участие в снабжении школы. Для фотографического класса в апреле 1915 г. были приобретены в фотографическом магазине «I. Стефан» фотографические аппараты с принадлежностями и цинкографический аппарат.

В школу периодически приходили приказы о награждении нижних чинов постоянного состава школы. В приказе по школе № 145 от 2 мая 1915 г. указывалось, что 26 апреля Главнокомандующий VI-й армии приказом № 106 за отлично-усердную и особо-ревностную службу и труды, понесённые во время военных действий, наградил медалями «За усердие»: нагрудную золотой - 2 человека, серебряной - 43 человека.

Побеги нижних чинов из школы были регулярны, но на тысячи нижних чинов это были всё-таки единичные случаи. В приказах 1914-1917 гг. такие случаи отмечались регулярно. Например, «рядовой переменного состава нижних чинов школы Иван Бадер, уволенный в баню 3 января 1915 г. до сего времени не явился. Названного нижнего чина полагать в бегах и исключить из списков школы с 3-го января 1915 года», Далее: «рядового Оскара Гельберга самовольно отлучившегося с 9 января 1915 г. полагать в бегах», «в бегах с 8 марта - Дионисий Дмитренко», «сбежал охотник Владимир Гейштор 1 марта 1915 г.», «молодой солдат Андрей Жеронкин с 29 марта в бегах».

Иногда их возвращали в школу. В приказах встречаются и возвращенцы: «возвратившегося из бегов рядового Константина Голубовского зачислить в списки школы и на всё довольствие с 13 марта» (приказ № 92 от 18 марта 1915 г.). Вернулся из бегов и Дионисий Дмитренко 8 мая 1915г. В некоторых приказах отмечалась причина побега: за побег рядового Александра Иванова с 26 апреля по 20 мая на передовые позиции, наложен смешанный арест на 30 суток (4 дня усиленного ареста, 12 суток простого и 14 - строгого).

Гатчинская авиашкола. 1902
Гатчинская авиашкола. 1902
Аварии самолётов встречались часто и лётчики, получившие переломы, травмы, ушибы доставлялись в Дворцовый госпиталь, где и проходили лечение. А заболевшие нижние чины лечились в различных гатчинских лечебных заведениях: в 7-м и 8-м полевых запасных госпиталях, Гатчинской земской больнице. Случались и смертельные случаи среди нижних чинов: 7.01.1915 г. в Гатчинской земской больнице умер от ветряной оспы молодой солдат Иван Лемиксон. Попавший 1.04.1915 г. под поезд ефрейтор Василий Портнягин скончался 16 апреля. Собственный войсковой лазарет при школе был открыт 15.04.1915 г.

После обучения большинство нижних чинов распределялись на фронт по авиационным отрядам.
  • В приказе № 99 от 24.03.1915 г. на службу во 2-й Армейский Авиационный отряд направлялось 98 нижних чинов и 48 лошадей (с именем и без) с фуражным довольствием.

  • В приказе № 111 от 3.04.1915 г.: в 32-й Армейский Авиационный отряд - 20 нижних чинов, в 31-й – одного.

  • В приказе 113 от 5.04.1915 г.: - в 5-й Корпусной Авиационный отряд - 99 нижних чинов и 27 лошадей.

  • В приказе № 117 от 8.04.1915 г.: в 10-й, в 13-й, 21-й Корпусные Авиационные отряды, во Владивостокский Крепостной Авиационный отряд, в 3-й Полевой Авиационный отряд, в Осовецкий Крепостной Авиационный отряд, в Офицерскую Воздухоплавательную Школу, в 1-ю , 2-ю, 3-ю и 6-ю авиационные роты.

  • 17.04.1915 г.: в 4-ю авиационную роту - 50 нижних чинов.

  • В приказе № 173 от 25.05.1915 г.: в 3-ю авиационную роту - 200 нижних чинов.

  • В приказе № 177 от 29.05.1915 г.: в распоряжение Начальника Эскадры Воздушных кораблей -241 нижний чин, и т.д.
В 1916 г. структура школы была изменена. В ведение школы были переданы ещё 2 отделения: в Одессе и Средней Рогатке (СПб). Нижние чины переменного состава выделены в Запасной авиационный батальон, но продолжали обучение в тех же самых технических учебных классах.

На школу распространялись общие приказы по Гатчине, подписанные начальником Гатчинского гарнизона генерал-майором Дрозд-Бонячевским. Например, приказ от 29.01.1917 г. устанавливал график пользования нижними чинами бани Кирасирского полка: 201-й тыловой этап - понедельник и четверг, Запасной авиационный батальон - вторник, среда и воскресенье, Военно-авиационная школа - пятница и суббота.

Приказ по Гатчинскому гарнизону от 4.02.1917 г. воспрещал посещение нижними чинами гостиниц и чайных, за исключением чайной общества трезвости, которую разрешалось посещать до 20 часов.

Во время Первой мировой войны в 1914-1917 гг. подготовку и обучение в Гатчинской Военно-Авиационной школе прошли несколько тысяч нижних чинов. Это только одно из малоизученных направлений деятельности школы, которому даже в советское время не уделялось внимания.

© Ян Борисович Януш
Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»