Малая анфилада

Овальный будуар
Архитекторы А. Ринальди, 1770-е, В. Бренна, 1790-е

Овальный будуар входит в анфиладу залов, принадлежавших императрице Марии Федоровне. Архитектура, декоративное оформление падуг перекрытия, рисунок паркета, по мнению искусствоведов, были выполнены по проектам архитектора А. Ринальди. На поверхности стен, ограниченной профилированными тягами и лопатками, первоначально находилась лепнина. В первой четверти XIX века лепку заменила роспись (вазы с цветами и гирлянды), выполненная художником К. Маркграфом. Вероятно, в это же время в Овальной установили изразцовую печь, увенчанную вазой. Наличники искусственного мрамора завершали лепные наддверники в виде ваз с ниспадающими гирляндами.

Малая анфилада Гатчинского дворца. Овальный будуарМалая анфилада Гатчинского дворца. Овальный будуарМалая анфилада Гатчинского дворца. Овальный будуар

Паркет Овального будуара считался одним из лучших: стилизованные растительные побеги прихотливо сплетались в изысканный и прекрасный узор, уравновешенный и симметричный. Во второй половине 1850-х годов стены Овального будуара затянули шелком и разместили коллекцию миниатюр начала XIX века. В 1920-х годах под тканью обнаружили сохранившуюся роспись, которую решили открыть для экспонирования.

Башенный кабинет
Архитекторы А. Ринальди, 1770-е, В. Бренна, 1790-е

Башенный кабинет размещается в Часовой башне Гатчинского дворца. Декоративная отделка этого небольшого зала (всего 11 кв. метров) не раз изменялась.

Малая анфилада Гатчинского дворца. Башенный кабинетМалая анфилада Гатчинского дворца. Башенный кабинетМалая анфилада Гатчинского дворца. Башенный кабинет

Об убранстве XVIII века напоминают: перекрытие зала с небольшим куполом, украшенное лепниной и живописью; изысканный узор оконных откосов и наборные полотнища дверей. В середине XIX века при перестройке Арсенального каре из личных комнат государыни Марии Федоровны в Башенный кабинет были перенесены мемориальные вещи: скульптурные портреты родителей императрицы – герцога и герцогини Вюртембергских работы И.-Х. Даннекера. Во второй половине XIX века стены затянули зеленым штофом и на одной из стен разместили тканый портрет императора Павла I работы мастеров Петербургской шпалерной мануфактуры (1799).

Туалетная
Архитекторы А. Ринальди, 1770-е, В. Бренна, 1790-е

Этот светлый, нарядный зал, по мнению специалистов, во многом сохранил декоративную отделку XVIII века. Основным украшением Туалетной является лепнина. Разнообразные гирлянды из цветов и листьев, перевитые лентами, венки, тирсы, парящие птицы, изящные букеты на карнизах, «цветок Ринальди» и вазы с цветами по бокам наддверников – все это эффектно контрастирует с серо-голубым тоном стен. Некоторые элементы лепки являются иллюзией своеобразного крепежа для мраморных барельефов: портретов императрицы Екатерины II работы А.–М. Колло (в раме из лазурита) и Д. Чибеи (находится в ГМЗ «Царское Село») и римских императоров.

Малая анфилада Гатчинского дворца. ТуалетнаяМалая анфилада Гатчинского дворца. ТуалетнаяМалая анфилада Гатчинского дворца. Туалетная

Над дверями - панно в профилированных рамах со спящими мраморными Амурами. Перекрытие зала, одно из наиболее сложных по своей конфигурации, декорировано лепниной в виде ветвей, листьев и цветов.

Малая анфилада Гатчинского дворца. ТуалетнаяМалая анфилада Гатчинского дворца. Туалетная

К отделке архитектора А. Ринальди несомненно относится виртуозный рисунок паркета растительного характера.

Зеленая угловая

Малая анфилада Гатчинского дворца. Зеленая угловаяМалая анфилада Гатчинского дворца. Зеленая угловаяМалая анфилада Гатчинского дворца. Зеленая угловая
Экспозиционно-выставочный отдел ГМЗ «Гатчина», текст
Галина Пунтусова, фото
Реставрация Малой анфилады

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»